Морально – этические нормы профессионального поведения. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

Содержание:                                                 

1.     Медицинская этика и деонтология.

2.     Современные правила этики и деонтологии.

3.     Принципы деонтологии в медицине.

4.     Этический кодекс медицинских работников  России.

5.     Общение. Уровни и каналы общения. Условия для эффективного общения. Вербальное и невербальное общение.

6.     Зоны комфорта.

7.     Социальная поддержка.

8.     «Терапевтическое общение».

 

1.Медицинская этика и деонтология

Для медицинского работника исключительно важна способность общаться, владеть техникой общения. Еще более важны для медика (врача, фельдшера, сестры) морально-нравственные качества.

Согласно п. 1 ст. 73 ФЗ от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.

Медицинская этика и деонтология представляют собой особенности медицинской деятельности, основанной на взаимном доверии больного и медицинского работника, которому больной добровольно вверяет свое здоровье, а иногда и жизнь.

Медицинская этика (греч. etohs - обычай, нрав, характер) как часть общей этики рассматривает вопросы нравственности врача, включая совокупность норм его поведения и морали, чувство профессионального долга и чести, совести и достоинства.

Медицинская этика охватывает и определенные нормы поведения медицинского работника в быту, его культуру, человеколюбие, физическую и моральную чистоплотность и т. д. В целом можно сказать, что этика - это внешнее проявление внутреннего содержания человека.

Под медицинской деонтологией (греч. deon - должное) понимают принципы поведения медицинских работников, направленные на максимальное повышение пользы лечения и устранение последствий неполноценной медицинской работы. Деонтология является частью медицинской этики, медицинской морали.

Нравственные требования к людям, занимавшимся врачеванием, сложи­лись много тысячелетий назад, и хотя в каждую историческую эпоху они имели характерные особенности, тем не менее, всегда существовали обще­человеческие принципы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью – облегчить страдания,  помочь больному человеку.

Древней за­поведью медицины является: «Благо больного – высший закон». Неоценимую роль в создании этических норм, как и вообще в развитии европейской медицины, сыграл Гиппократ. Знаменитая клятва Гиппократа известна около 2,5 тыс. лет и до сегодняшнего дня остается актуальной.

2. Современные правила этики и деонтологии

1. Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему.

2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства. Медицинский работник должен в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступным больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания, например: канцерофобия - боязнь заболевания раком.

3. К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак. Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными.

Есть правило: «Слово лечит, но слово может и калечить». Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.

4. С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения - это болезненное состояние, обусловленное деятельностью медицинского работника. Если человек мнительный, психологически неустойчив, то ему легко внушить, что у него есть какое-либо заболевание, и этот человек начинает находить у себя различные симптомы мнимого заболевания. Поэтому врач должен убедить больного в отсутствии мнимых болезней. К ятрогении относят заболевания и повреждения, возникшие в результате неправильных действий или лечения больного. Так, к ятрогенным заболеваниям можно отнести гепатит, развившийся после инфузии зараженной крови или плазмы. К ятрогенным повреждениям относят травмы внутренних органов при полостных операциях. Это повреждение селезенки при резекции желудка, пересечение холедоха при холецистэктомии и др.

5. К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета коллеги. Медицинский работник в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия - обсудить их необходимо в ординаторской, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: “Мы обсудили и решили ...”. При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции врач должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время манипуляций. Если во время манипуляции врач сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

6. Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все - необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: “Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача”. Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было. Кроме того, должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности; даны необходимые знания и навыки.

7. Тактика врача, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможности излечения.

8. Взаимоотношения врача с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо, допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

Каждый врач должен иметь определённые навыки и знания, которые являются бесценными при общении с больными людьми. Хороший врач - это не только опытный клиницист, сухо прописывающий пациенту схему лечения. Это и опытный педагог, а иногда даже воспитатель, особенно если речь идёт о работе с детьми.

Стать блестящим специалистом медицинскому работнику поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм, необходимых для эффективного общения доктора и пациентов, более того: тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом.

3. Принципы деонтологии в медицине

Деонтология - это учение о том, как должен вести себя врач, а этика - своеобразный «кодекс» поведения. Таким образом, деонтология вытекает из неё, так как полностью построена на этических принципах.

Поскольку понятие деонтологии тесно связано со словом «долг», можно говорить о необходимости строгого выполнения медицинскими работниками всех этических правил.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников

Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе. Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье. В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.

Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.

Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:

1. Врач всегда готов оказать каждому больному профессиональную помощь.

2. Врач соблюдает главный принцип клятвы Гиппократа, коротко

сформулированный в двух словах: «Не навреди». Это означает постоянную работу медика над собой. Независимо от ситуации врачу следует всегда быть осторожным в словах и медицинских формулировках, особенно если речь идёт об опасных болезнях и тяжёлых состояниях. Тактичность и осторожность - главные принципы, которым медицинский работник обязан следовать неукоснительно.

3. Поступки врача должны соответствовать главным задачам и целям

медицинской науки. Медработник не имеет морального права принимать участие в действиях, которые направлены на причинение вреда здоровью людей.

4.  Медицинский работник обязан бороться за жизнь больного до последнего. Также ему следует заботиться о пропаганде здорового образа жизни среди своих больных, чтобы они учились стремиться к совершенству тела и духа. Здесь деонтология тесно переплетается с древнейшими философскими принципами, не теряющими своей актуальности и по сей день.

5. Любой медицинский работник учитывает в своей деятельности принципы самопожертвования и героизма во имя жизни. Это одно из основных правил его поведения, особенно когда речь идёт о критических ситуациях.

6. Обязанность медицинский работник - оказывать квалифицированную помощь всем людям. У медработника не должно быть расовых и политических предрассудков. Профессиональный медицинский работник никогда не станет руководствоваться в своей практике религиозными убеждениями, которые могут нанести вред здоровью его пациентов.

7. Все медицинский работник должны работать, следуя принципу коллегиальности. Это означает, что они всегда готовы проявить солидарность друг с другом и помогать коллегам.

8. Каждый медицинский работник обязан соблюдать принципы медицинской (врачебной) тайны.

 

4.      Этический кодекс медицинских работников  России

Кодекс профессиональной этики работников системы здравоохранения Российской Федерации — это документ, который определяет совокупность этических норм и принципов достойного поведения работников системы здравоохранения, выполняющих свои профессиональные функции, связанные с оказанием медицинской помощи населению.

Кодекс направлен на обеспечение прав, достоинства, здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность работников, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере охраны здоровья населения.

Вот некоторые положения кодекса:

·                     Работник системы здравоохранения обязан добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса и материального положения, вероисповедания, политических взглядов человека.

·                     Каждый работник системы здравоохранения ответственен за свои решения и действия.

·                     Работник системы здравоохранения должен уважительно относиться к личности и достоинству пациента, проявлять гуманное отношение к нему и его родственникам.

·                     Работник системы здравоохранения обязан следовать принципам настоящего Кодекса, противодействовать совершению противоправных действий при осуществлении профессиональной деятельности и отклонять любые попытки давления со стороны физических и юридических лиц, требующих от него действий, противоречащих этическим принципам, профессиональному долгу или закону.

Кодекс действует на территории всех субъектов Российской Федерации и распространяется на все области профессиональной деятельности, осуществляемой работниками системы здравоохранения.

 

5. Общение. Уровни и каналы общения. Условия для эффективного общения

Общение - одно из важнейших умений, необходимых для эффективной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.

Доверие к сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если она владеет навыками эффективного общения.

Можно выделить три уровня общения:
1. внутриличностное – с самим собой во время работы;
2. межличностное – между двумя и более людьми;
3. общественное – общение одного человека с большой аудиторией.

Для того чтобы сделать общение эффективным следует иметь:
1. отправителя – тот, кто предает информацию;
2. сообщение – посылаемая информация;
3. канал – форма оправки сообщения;
4. получателя – тот/те, кому посылается сообщение;
5. подтверждение - информация о получении сообщения.

Каналы общения:
1. устная речь – получатель слышит ее;
2. неречевое сообщение – мимика, жесты, позы, какие либо действия; получатель видит его;
3. письменное сообщение – получатель читает его.

Вербальное и невербальное общение

Вербальное общение – устная речь;

Невербальное общение - мимика, жесты, позы, прикосновения, письменное общение (общение, с помощью слов или символов).

Возможные причины непонимания общающихся:
• неправильно выбран канал общения, т. е. получатель не подтвердил получения сообщения или не понял его;
• сообщение передано невнятно или быстро или тихо и т. д.

Вербальное общение предполагает, что вы говорите, и как вы говорите.

Невербальный канал общения более достоверно выражает чувства и подразумеваемый смысл, тогда как слова могут ввести в заблуждение, так как этот канал общения, как правило, люди в меньшей степени способны сознательно контролировать.

Навык невербального общения сестре необходим, так как ей часто приходится ухаживать за пациентом, не способным использовать устную речь как канал общения.

6. Зоны комфорта

Медицинскому работнику следует помнить что общение будет успешным , если оно будет проходить в зоне комфорта. У каждого человека размер этой  зоны свой.

Размеры личной пространственной территории человека можно условно разделить на 4 зоны:

1. Интимная зона (от 15 до 46 см) Из всех зон эта самая главная, поскольку именно ее человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в нее только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, близкие друзья. В этой зоне имеется еще под-зона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх интимная зона.

 2. Личная зона (от 46 до 1,2 метра) Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на вечеринках, официальных приемах, в общем, когда общаемся со знакомыми нам людьми.

 3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров)

 На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, то есть, от людей, которых мы плохо знаем.

 4. Общественная зона (более 3,6 метра) Когда мы обращаемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять на этом расстоянии от аудитории.

Сестринскому персоналу, с учетом специфики деятельности , часто приходиться вторгается и в личную , и в  интимную зону , и в сверх интимную зону комфорта пациента при выполнении тех или иных манипуляций .

В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого и находить взаимоприемлемое для сестры и пациента расстояние. Нужно быть очень внимательным к проявлению пациентом и его близкими чувства дискомфорта, связанного с вторжением в зону комфорта.

 

7. Социальная поддержка

Эффективное общение может оказать неоценимую помощь при социальной поддержке, изменить отношение человека к тем или иным событиям.

Социальная поддержка осуществляется как вербальным, так и невербальным способом.

Положительные высказывания по поводу внешнего вида человека и его одежды, благодарность за помощь и понимание, поощрение его успехов в самообслуживании, одобрение его поведения могут быть примерами вербальной социальной поддержки.

Прикосновение, объятие, улыбка, кивок головы — вот далеко не полный перечень приемов невербальной социальной поддержки.

Социальная поддержка:                  

— при общении помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет как на его здоровье, так и на общее благополучие;

— не всегда сразу дает результаты;

продолжайте пытаться;

не разочаровывайтесь в своих усилиях;

— будет эффективной, если:

осуществляется последовательно;

постоянно повторяется.

 

8.     Терапевтическое общение

Терапевтическое общение — это общение, которое благоприятно воздействует на психику пациента и положительно сказывается на его лечении.

Терапевтическое общение основывается на:

·                     вселении надежды и уверенности в улучшении состояния;

·                     доброжелательном гуманном отношении к человеку;

·                     внимании к его проблемам.

Задача терапевтического общения — помочь людям в адаптации к изменившимся условиям жизни из-за какого-либо заболевания.

 

Несколько правил терапевтического общения с пациентом:

ü Не забудьте представиться пациенту и сообщить ему цель беседы. Будьте вежливы, обращайтесь к пациенту на "Вы" и по имени и отчеству.

ü При общении с пациентом смотрите ему в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте.

ü Внимательно слушайте.

ü Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

ü Говорите внятно, доходчиво и неторопливо.

ü Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно.

ü Не раздражайтесь и не повышайте голоса!

ü Не ожидайте от пациента блестящего выполнения задания после Ваших инструкций.

ü Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.

ü Не требуйте точной идентификации имен медперсонала, названий предметов или лекарств.

ü Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

ü Никогда не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

ü Не показывайте своих чувств, особенно если вы расстроены.