Лекция № 8

Лекция 8 Образование СССР

Тип лекции: комбинированная

ПЛАН

1.     Предпосылки объединения;

2.     Планы образования СССР;

3.     Новое союзное государство;

4.     Национальная политика советской власти.

5.     Внутрипартийные разногласия;

6.     Складывание советской политической системы.

ХОД ЛЕКЦИИ

1.     Предпосылки объединения.

Гражданская война подорвала традиционные хозяйственные и культурные связи между различными регионами страны, что, в частности, определило рост сепаратистских (сепаратизм) настроений, культивирующих этническую обособленность. На территории бывшей Российской империи сложились самостоятельные буржуазно-демократические республики: Финляндия, Польша, Латвия, Литва и Эстония, а также независимые социалистические республики: РСФСР, Украина, Белоруссия, а также Грузия, Азербайджан и Армения. Взаимоотношения между последними регулировались сложной системой договоров, предусматривавших совместное создание вооружённых сил, решение вопросов внутренней и внешней политики с учётом хозяйственной самостоятельности и национальной специфики республик.

Некоторые из них, например Россия, Грузия и Азербайджан, являлись федерациями, т. е. включали в себя национально-территориальные образования, обладавшие определенной юридической и политической самостоятельностью. В состав Российской Федерации входили Башкирская, Татарская, Горская, Дагестанская, Карельская, Крымская, Якутская, Киргизская (позднее Казахская) автономные республики и Чувашская, Вотская (Удмуртская), Марийская, Калмыцкая, Коми (Зырянская), Кабардино-Балкарская, Чеченская и другие автономные области.

С учётом требований национальных меньшинств в автономных республиках и областях предусматривалось использование коренного языка в делопроизводстве государственных и общественных учреждений, привлечение для работы в них людей, хорошо знающих местные обычаи и пользующихся широким доверием населения. Повсеместно открывались национальные школы, развивались национальные книгоиздание, пресса, велась культурно-просветительная работа.

Население значительной части Российской Федерации, и прежде всего русские, осуществляло свои национальные права через центральные республиканские органы власти, фактически выполнявшие функции общефедерального правительства. Всё это осложняло межнациональные отношения, несмотря на цементирующую роль единой для всех ленинской партии.

2.     Планы образования СССР

Инициатором решительного восстановления унитарного, централизованного государства, в составе которого отсутствуют самостоятельные, государственные образования, выступил И. В. Сталин, избранный весной 1922 г. генеральным секретарём ЦК РКП(б). Его план автономизации  был направлен против независимости договорных и автономных республик и национальных областей, а также их стремления ослабить властные полномочия центра. Сталинский план автономизации предполагал вхождение независимых республик в состав РСФСР в качестве автономных, с резким ограничением их прав на самостоятельность.

Ленин был обеспокоен проектом Сталина. Он полагал, что фактическое единство договорных республик не может быть сведено к автономии. Все договорные республики, включая РСФСР, «вместе и наравне», на федеративной основе должны войти в состав нового государства – Союза Советских Социалистических Республик  (СССР).

Формально не возражая против ленинских предложений, Сталин вместе с тем выступил против создания общефедеральных органов власти и разграничения полномочий центральных и местных органов власти. На этой почве его взаимоотношения с тяжело заболевшим Лениным обострились до предела.

Ленинскую позицию Сталин охарактеризовал как «национальный либерализм», заявив о необходимости проявить «твёрдость против Ильича». В марте 1922 г., невзирая на сопротивление некоторых грузинских коммунистов, Грузия, Азербайджан и Армения были объединены в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). Каждая из перечисленных республик превращалась из самостоятельной в автономную.

В спорах о принципах образования нового союзного государства Сталину удалось отстоять свою точку зрения. 13 декабря 1922 г. Первый Закавказский съезд Советов, собравшийся в Баку, провозгласил создание ЗСФСР, хотя Ленин предлагал объединить усилия республик лишь в военном и дипломатическом отношениях. Противники ограничения самостоятельности договорных республик с «лёгкой руки Сталина» были объявлены национал-уклонистами. 30 декабря 1922 г. на I съезде Советов СССР представители Российской и Закавказской федераций, а также Украины и Белоруссии подписали Союзный договор, провозглашавший создание Союза Советских Социалистических Республик.

 

3.     Новое Союзное государство.

Права и обязанности союзных республик были закреплены в первой Конституции СССР, введённой в действие второй сессией ЦИК 6 июля 1923 г. Она же утвердила состав союзного правительства – Совета народных комиссаров СССР, первым председателем которого стал В. И. Ленин. Окончательно первая Конституция СССР была принята на II съезде Советов СССР в январе 1924 г. Тем самым было законодательно оформлено создание единого союзного государства как федерации суверенных республик.

Общефедеральное правительство рассматривало вопросы внешней политики и внешней торговли, формирования вооружённых сил и организации путей сообщения. Решение других важных проблем оставалось за правительствами союзных республик. Высшим законодательным органом СССР был Центральный исполнительный комитет   (ЦИК ), состоявший из двух равноправных палат – Союзного Совета,  который выбирался на съезде Советов СССР от всего состава делегатов, и  Совета Национальностей,   избиравшегося делегатами от каждой союзной республики и национальной автономии.

Первыми сопредседателями ЦИК СССР стали председатели ЦИК республик-учредителей: от РСФСР – М. И. Калинин, УССР – Г. И. Петровский, БССР – А. Г. Червяков и ЗСФСР – К. Н. Нариманов. Казалось, принципы нового государственного объединения ознаменовали торжество идеи союза равноправных республик, добровольно передавших ряд своих суверенных прав общесоюзным органам. На деле же победили сталинские установки. Реальная власть сосредоточилась в руках коммунистической партии, построенной на основе централизма.

4.     Национальная политика советской власти.

В последующие годы национальная политика советской власти была направлена на политическое, экономическое и культурное развитие народов страны, преодоление исторически сложившегося неравенства. Создавались автономные республики, области и округа, уточнялись административно-территориальные границы. Но национально-государственное размежевание не всегда проводилось обоснованно, что впоследствии не раз служило причиной межнациональных конфликтов. Разрушенное в годы Первой мировой и Гражданской войн хозяйство страны активно восстанавливалось.

К концу 1925 г. совместными усилиями республик СССР удалось в основном завершить этот процесс, обогнав в этом отношении даже ряд европейских стран. Так, Германия, потери которой от войн были значительно меньше, сумела решить аналогичную задачу лишь за восемь лет, привлекая к тому же средства из-за границы.

Наиболее отсталым национальным районам была оказана дополнительная помощь в развитии образования. На основе русской и латинской графики лингвисты разработали алфавиты для народов, не имевших ранее письменности. Уже в 20-е гг. многие народы страны впервые в своей истории получили книги и учебные пособия на родном языке. Сорок народов получили свою письменность. Повсеместно развернулось движение по ликвидации неграмотности всего взрослого многонационального населения страны. Инициатором этого массового  культпохода   выступил Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ).

Эта крупнейшая политическая молодёжная организация страны была создана ещё в 1918 г. и называлась тогда Российский коммунистический союз молодёжи  (РКСМ). К середине 1930 г. число добровольцев-культармейцев достигло 1 млн человек, а учащихся только в учтённых школах грамоты превысило 10 млн. К 1936 г. их насчитывалось около 40 млн человек. Особенно впечатляли успехи национальных республик. По данным переписи 1939 г., число грамотных лиц в возрасте от 16 до 50 лет достигло 90 %. Там, где до революции 1917 г. царила почти поголовная неграмотность, 70 % населения стало грамотным. В 1920-е гг. изменилось административно-территориальное деление страны. Вместо губерний и волостей были созданы области и районы.

5.     Внутрипартийные разногласия

В развернувшихся спорах по поводу возможности построения социализма в одной стране главным стал вопрос о темпах промышленного развития. Лидер «левой оппозиции» Троцкий считал, что «природа нэпа» включает в себя не только борьбу социализма с капитализмом, но и их сотрудничество. Следовательно, с завершением восстановительного процесса, возможного в рамках замкнутого хозяйства, «мы, – утверждал он, – превращаемся в составную, в высшей степени своеобразную, но всё же составную часть мирового рынка». И тем самым подпадаем под действие законов, управляющих этим рынком, а значит, в условиях наметившегося экономического подъёма любая задержка с  индустриализацией – превращением страны из аграрной в индустриальную – грозит обернуться катастрофой.

В отличие от Троцкого, Сталин демонстративно отвергал зависимость индустриализации СССР от развития рыночных отношений и её связей с мировой экономикой. Настаивая на социалистическом характере советской индустриализации, он утверждал, что «рабоче-крестьянская власть» не собирается использовать при её проведении старые капиталистические источники первоначального накопления капитала – ни ограбление колоний и полуколоний, ни получение военных контрибуций, ни первоочередное развитие тех отраслей промышленности, прежде всего лёгкой, где оборот капитала осуществляется быстрее, ни эксплуатацию трудящихся.

В качестве новых, социалистических источников средств для предстоящей индустриализации Сталин выдвигал: во-первых, экспроприацию имущества непроизводительных классов (буржуазии и дворянства); во-вторых, аннулирование внешних и внутренних долгов; в-третьих, получение доходов от промышленного производства, государственной торговли (внутренней и внешней) и деятельности всей кредитной системы; в-четвертых, жёсткое соблюдение режима экономии; в-пятых, рост социалистических форм хозяйствования; в-шестых, повышение производительности труда; в-седьмых, проведение внутренних займов; в-восьмых, сбережения населения.

Вот почему, отвечая летом 1925 г. на вопрос: «Возможно ли развитие крупной советской промышленности в условиях капиталистического окружения без кредитов извне?», – Сталин без колебаний заявит: «Да, возможно». И подчеркнёт: «Дело это будет сопряжено с большими трудностями, придется пережить тяжёлые испытания, но индустриализацию нашей страны без кредитов извне мы всё же можем провести, несмотря на все трудности». К трудностям он относил и «обострение классовой борьбы» по мере успехов социалистического строительства. Этот теоретический пассаж стал краеугольным камнем его вывода о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране.

При этом в борьбе с Троцким за лидерство в партии Сталин первое время выступал вместе с Бухариным, который призывал к мирному врастанию частного капитала в социализм и смягчению классовой борьбы в «форме вышибания зубов». За лозунг «Обогащайтесь!», адресованный крестьянству, Бухарина и его сторонников называли «правой оппозицией».  Они ратовали за развитие индивидуального хозяйства не на основе частной собственности на землю, а на основе передачи национализированной земли в аренду до момента полной их замены развивающейся кооперацией.

До определённого времени Сталин активно ограждал Бухарина от нападок, с которыми обрушилась на него так называемая «новая оппозиция»  во главе с Каменевым и Зиновьевым, которые в конце 1925 г. на XIV съезде ВКП(б) попытались противостоять сталинским методам руководства. Однако незадолго до этого именно они, со Сталиным, Бухариным и другими, сыграли особую роль в политическом низвержении основного сталинского соперника – Троцкого, когда в январе 1925 г. на Политбюро ЦК РКП(б) его освободили от должности председателя Реввоенсовета и народного комиссара по военным и морским делам, назначив председателем Главного концессионного комитета и особого совещания при ВСНХ по качеству продукции.

В конце 1925 г. на XIV съезде партии, официально переименованной в ВКП(б) – Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), «новая оппозиция» впервые открыто подвергла критике сталинские методы руководства. Вопрос о его личной ответственности за кризисное состояние партии от имени ленинградской организации поставил Зиновьев. Его поддержала Крупская, которая призвала создавать условия для «товарищеского обсуждения вопросов» и высказалась против злоупотребления ссылками на Ленина, приводимыми Сталиным в борьбе с инакомыслием. Наиболее резко выступил Каменев.

В итоге Зиновьева освободили от должности секретаря Ленинградского обкома партии, хотя он ещё оставался председателем  Коммунистического Интернационала    (Коминтерна), созданного в марте 1919 г. на подъеме мирового революционного движения после победы ноябрьской 1918 г. революции в Германии и поражения австро-германского блока в Первой мировой войне. Зато потерявшего все свои посты и должности Каменева назначили наркомом торговли и вывели из членов Политбюро, переведя в кандидаты.

Ещё плачевней завершилась попытка Зиновьева и Каменева оформить в результате частных встреч с Троцким новую  «объединённую оппозицию».   Летом 1926 г. последняя представила развёрнутую платформу, критикующую сталинско-бухаринский тандем за неверное решение задач индустриализации, неумение привлечь необходимые для этого средства, скопившиеся у зажиточных крестьян, посредников и спекулянтов, а также за бюрократизацию партийного аппарата и зажим внутрипартийной демократии. Когда пленум ЦК ВКП(б) отверг эту платформу, лидеры оппозиции обратились, правда безуспешно, к рядовым членам партии. И уж совсем полным провалом закончилась попытка организовать собственную демонстрацию в дни 10-летия Октября.

В результате началось массовое исключение сторонников оппозиции из партии. Каменев и Зиновьев, как и большая часть их последователей, открыто капитулировали, признав свою вину и ошибки. Упорствовавшего Троцкого выслали в Алма-Ату, а зимой 1929 г. насильственно выдворили из СССР в Турцию. Обратно вернуться ему уже не довелось.

Вскоре наступила очередь Бухарина. Его взгляды уже не соответствовали сталинским установкам на борьбу «против капиталистических элементов народного хозяйства по всему фронту». Осенью 1929 г. Бухарин был переведён из членов Политбюро в кандидаты и снят с поста главного редактора «Правды».

6.     Складывание советской политической системы.

Советы изначально были органами многопартийными. Советскими являлись партии социал-демократов, социалистов-революционеров, некоторые другие левые партии. Переход к однопартийности стал следствием не обострения межпартийных разногласий в условиях нарастания классовой борьбы, а того, что оппозиция оказалась не нужна большевикам. Курс на окончательное искоренение политического плюрализма и ликвидацию многопартийности был оформлен в резолюции «Об антисоветских партиях и течениях», принятой ХII Всероссийской конференцией РКП(б) в августе 1922 г. Все антибольшевистские силы объявлялись антисоветскими, т. е. антигосударственными, хотя, как правило, они посягали не на власть Советов, а на власть большевиков в Советах.

В итоге одни члены бывших советских партий ушли в подполье, другие влились в партию большевиков, третьи, вынужденно покинув Россию, оказались оторванными от политической жизни страны и лишились какого-либо реального влияния на неё. Мартов умер весной 1923 г. в эмиграции в Германии. Чернов после разгона Учредительного собрания нелегально покинул Россию в 1922 г..

К середине 20-х гг. в СССР сложился огромный бюрократический аппарат, который тесно сросся с партийным, образовав административно -командную систему   управления со строго вертикальной властной иерархией. Располагая всей полнотой государственной власти, партия с помощью репрессивных органов установила контроль за общественной и личной жизнью граждан. Судьба и самоценность отдельной личности во внимание не принимались. Гражданские права и свободы оказались пустым обещанием.

Особенности становления и развития советской политической системы неуклонно вели к  вождизму  признанию особой роли одного человека в качестве непререкаемого лидера. Таким лидером в большевистской России стал Ленин, авторитетный деятель российского и международного рабочего движения, теоретик, основатель и руководитель правящей коммунистической партии, а после его смерти – Сталин, которого в партийно-правительственных кругах с начала 20-х гг. называли «хозяином». Прекрасным поводом для закрепления за Сталиным образа ленинского преемника и вождя стали в декабре 1929 г. торжества по случаю его 50-летия. В специальных выпусках центральных и местных газет пять дней подряд публиковались поздравления и восхваления в его адрес.

Высший орган партии – ЦК и её Центральная контрольная комиссия (ЦКК) – с 1920 г. высший контрольный орган, призванный предупреждать появление фракций и группировок и очищать партийные ряды, бороться с бюрократизмом, взяточничеством и волокитой, – в своём приветствии назвали Сталина «лучшим ленинцем» и «выдающимся теоретиком марксизма». Была издана его официальная биография, положившая начало масштабным фальсификациям социально-политической истории страны начала XX в.

Создавался образ великого революционера, сыгравшего особую роль в российском революционном движении, в годы Гражданской войны, ярого поборника и проводника идей индустриализации и коллективизации, человека, которому суждено было возглавить коммунистическую партию и рабочий класс на этапе победоносной битвы за строительство социализма. Так началось время, которое впоследствии назвали периодом  культа личности, когда все достижения, трудовые и ратные подвиги, открытия и свершения и даже жизнь или смерть миллионов людей так или иначе были связаны с именем Сталина.

Вопросы:

1. Что способствовало и что мешало созданию единого государственного образования?

2. Назовите основные направления национальной политики советской власти.

3. Почему национально-государственное размежевание впоследствии привело к межнациональным конфликтам?

4. В чём обвиняла «новая оппозиция» сталинско-бухаринский тандем на XIV съезде партии?