Версальско-Вашингтонская система
Лекция 3: Версальско-Вашингтонская система.
Тип лекции: комбинированная
ПЛАН:
1. Версальско-вашингтонская система;
2. Парижская мирная конференция
3. Вашингтонская конференция;
4. Локарнские договоры;
5. Пакт Бриана-Келлога.
ХОД ЛЕКЦИИ
1. Версальско-вашингтонская система
28 июня 1919 г., после длительных обсуждений, в Версале (Франция) на Парижской мирной конференции был подписан Версальский мирный договор стран Антанты с Германией.
Слева направо:
Дэвид Ллойд-Джордж (премьер-министр Великобритании), Витторио Эмануэле Орландо (Председатель Совета министров Италии), Жорж Бенжаме́н Клемансо́ (премьер-министр Франции) и То́мас Ву́дро Ви́льсон (28-й президент США) после подписания Версальского мирного договора. 1919 г.
10 сентября 1919 г. — Сен-Жерменский мирный договор с Австрией (был подписан в Сен-Жерменском дворце — бывшей королевской резиденции в парижском предместье Сен-Жермен-ан-Ле).
27 ноября 1919 г. — Нёйиский мирный договор с Болгарией (был подписан в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен).
04 июня 1920 г. — Трианонский мирный договор с Венгрией (был подписан в Большом Трианонском дворце Версаля. Вступил в силу 26 июля1921 г.).
10 августа 1920 г. — Севрский мирный договор с Турцией (был подписан в городе Севр (Франция) странами Антанты и присоединившимися к ним государствами (Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Королевством Хиджаз, Чехословакией и Арменией), с одной стороны, и правительством Османской империи — с другой. Ко времени подписания договора значительная часть Турции уже была оккупирована войсками держав Антанты).
2. Парижская мирная конференция
Парижская мирная конференция приняла решение об учреждении Лиги Наций. С созданием Лиги связывались надежды на сохранение мира и разоружение. Участники организации должны были консультироваться по вопросам агрессии и нарушения мира и разрешать свои разногласия в арбитражном суде. Если агрессор не подчинялся решениям Лиги, предусматривалась система мер воздействия (санкции), включая военное вмешательство.
Главным органом Лиги являлся Совет, включавший постоянных членов — Францию, Великобританию, Италию и Японию (США не подписали договор и устав Лиги). Другие государства участвовали в работе Совета в качестве непостоянных членов, состав которых обновлялся каждые три года. Ежегодно должна была созываться Ассамблея Лиги.
Версальско–Вашингтонская система международных отношений, отражавшая интересы стран–победительниц, просуществовала вплоть до Второй мировой войны. Германия вместе с ее союзниками была объявлена единственным агрессором, по вине которого началась Первая мировая война, она должна была выплатить репарации, более 100 млрд золотых марок, Эльзас и Лотарингия отошли к Франции, Западная Пруссия и Позен в значительной своей части - к Польше, север Шлезвига - к Дании, Глучинская область Силезии - к Чехословакии и так далее. Часть территории страны (в частности, богатый углем Саар) находилась под управлением Лиги наций, демилитаризована рейнская зона.
В 1924 г. по инициативе США был «план Дауэса», который предусматривал новый порядок репарационных платежей. Германия получала помощь от Америки для стабилизации валюты и заем для развития экономики; устанавливался контроль союзников над германским государственным бюджетом, денежным обращением и кредитом, над железными дорогами. В 1929 г. этот план был заменен «планом Юнга» с более мягким режимом выплат репараций.
3. Локарнские договоры
Локарнская конференция — международная конференция с участием Великобритании, Франции, Германии, Италии, Бельгии, Польши и Чехословакии, официально созванная в целях окончательного "умиротворения Европы" после Первой мировой войны.
Конференция проходила с 5 по 16 октября 1925 года в швейцарском курортном городе Локарно под председательством британского министра иностранных дел Остина Чемберлена, завершившись принятием так называемого Рейнского гарантийного пакта о западных границах Германии.
Западные державы-победительницы стремились связать Германию обязательствами в части неприкосновенности франко-германской и бельгийско-германской границы, а также не допустить укрепления отношений Германии с Советской Россией, установленных на основе Рапалльского договора 1922 года.
Принятие Германии в Лигу Наций обусловливалось признанием ею статьи 16 устава Лиги, предусматривавшей общее противодействие гипотетическому "нарушителю мира", под которым подразумевался СССР. Предлагались три варианта участия Германии в таком противодействии: прямое участие в войне, косвенное участие (пропуск войск через свою территорию) и присоединение к экономическим санкциям.
Германская дипломатия возражала, ссылаясь на то, что Германия не может принять на себя обязательств по статье 16 как "разоруженное государство". Позиция Германии диктовалась ее стремлением добиться прав на вооружение, а также ее намерением не порывать открыто отношений с СССР, складывавшихся на основе Рапалльского договора 1922 года, поскольку Германия была заинтересована в торгово-экономических связях с СССР, а также рассчитывала, поддерживая нормальные отношения с СССР, получить определенную свободу маневрирования, укрепить свои позиции перед западными державами и при благоприятных условиях добиться от них известных уступок.
В связи с этим министр иностранных дел Густав Штреземан указывал, что разоруженная Германия, вынужденная к тому же выплачивать репарации державам-победительницам, не в состоянии ни оказывать кому-то военную помощь, ни участвовать в экономических санкциях.
Одновременно подтверждалась готовность Германии удовлетворить требования французов и бельгийцев относительно обеспечения их безопасности на основе территориального статус-кво по Версальскому мирному договору.
Эта готовность нашла отражение в Рейнском гарантийном пакте, парафированном в Локарно 16 октября. Германия, Франция и Бельгия признавали неприкосновенность существующих взаимных границ. Оставалось в силе и версальское решение о демилитаризации Рейнской области. Британия и Италия выступали гарантом пакта.
Кроме того, в Локарно были парафированы отдельные германо-польское и германо-чехословацкое соглашения о готовности сторон решать возникающие двусторонние споры с помощью международного арбитража. Однако попытка Франции добиться англо-итальянских гарантий и для этих соглашений потерпела неудачу, что заставило Францию заключить с Польшей и Чехословакией договоры о помощи в случае нарушения их границ.
Указанные документы были официально подписаны в Лондоне 1 декабря 1925 года и вступали в силу после того, как Германия становилась членом Лиги Наций (сентябрь 1926 года) и получала в Совете Лиги постоянное место.
В отличие от Версальского договора, Рейнский пакт и другие соглашения Локарно были заключены с Германией как с политически равноправной стороной. При этом Британия сумела обеспечить принятие Германии как противовеса Франции в Лигу Наций. Было согласовано расплывчатое толкование статьи 16 устава Лиги, позволявшее Германии участвовать в совместных мероприятиях Лиги в той мере, в какой это было совместимо с ее "военным положением".
Заключение Рейнского пакта расценивалось как поворот Германии в сторону Запада. Взаимоотношения Германии с Советским Союзом ухудшились, итоги Локарнской конференции создали прямую угрозу политической изоляции СССР. Тем не менее, уже 12 октября 1925 года был заключен советско-германский экономический договор, а 24 апреля 1926 года — договор о дружбе и нейтралитете.
Непрочность Версальской системы.
Жесткие и унизительные условия мира, тяжелые репарации и «вина за войну», возложенные на Германию, являлись бомбой замедленного действия в самом центре Европы. Экономический потенциал Германии, хотя и пострадал в годы войны, сохранился в своей основе, и поэтому восстановление его мощи было лишь вопросом времени.
Образование в Юго-Восточной и Восточной Европе системы новых мелких государств, лишенных возможности обеспечить свою безопасность, создавало дополнительные условия для нестабильности. Этот регион стал ареной конфликтов интересов и интриг великих держав.
Советская Россия не была представлена на Парижской мирной конференции и не только была отстранена от создания системы послевоенного мирного устройства, но и стала объектом интервенции (военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет) западных держав.
Мирная конференция не оправдала ожидания народов колониальных стран на справедливое рассмотрение их проблем. Более того, она продемонстрировала системой мандатов традиционный для империалистических хищников раздел колониальной добычи.
Большой ошибкой, если не главной, было отсутствие у непосредственных архитекторов Версальско-Вашингтонской системы программы европейского экономического восстановления.
На Генуэзской конференции (международная встреча по экономическим и финансовым вопросам в Генуе (Италия), проходившая 10 апреля — 20 мая 1922 г. при участии представителей 29 государств (включая Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику – РСФСР) и 5 британских доминионов), созванная для обсуждения задач экономического восстановления Европы был озвучен Рапалльский договор — договор между РСФСР и Веймарской республикой о восстановлении между ними дипломатических отношений и урегулировании всех спорных вопросов, заключённый 16 апреля 1922 года.
4. Вашингтонская конференция
Послевоенное мирное урегулирование завершила Вашингтонская конференция, проходившая в 1921—1922 гг. в Вашингтоне.
В ее работе приняли участие США Китай, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия, а также пять британских доминионов, хотя основные вопросы решались тройкой сильнейших морских держав США — Британская Империя — Япония. Советская Россия не получила приглашения в Вашингтон, вследствие чего заявила о своем непризнании любых решений конференции.
Инициатор Вашингтонской конференции — США, неудовлетворенные результатами Парижской конференции, сделали серьезную заявку на лидерство в западном мире.
Так, США удалось добиться признания принципа «свободы морей», ослабить Великобританию в качестве морской державы номер один, потеснить Японию и добиться утверждения принципа «равных возможностей» для всех стран, подписавших договор, в осуществлении торговой и экономической деятельности в Китае. Тем не менее, позиции Японии на Дальнем Востоке и в Тихом океане оказались достаточно сильны.
Договор четырёх держав (США, Великобритании, Франции и Японии) о совместной защите договаривающимися странами их территориальных «прав» на Тихом океане; подписан 13 декабря 1921. Договор преследовал цель объединить империалистические силы против национально-освободительного движения народов бассейна Тихого океана и Д. Востока. Договор предусматривал также (под давлением американской дипломатии) ликвидацию англо-японского союза (1902), направленного в тот период против планов США на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. Против англо-японского союза высказывались и некоторые британские доминионы (в первую очередь Канада), опасавшиеся усиления Японии за счёт Китая и др. стран Дальнего Востока.
Договор пяти держав (США, Великобритании, Японии, Франции и Италии) об ограничении морских вооружений, изменивший соотношение последних в пользу США; подписан 6 февраля 1922. Подписывая этот договор, Великобритания подтверждала своё вынужденное согласие на отказ от безусловного преобладания на море. Договор устанавливал определённую пропорцию предельного тоннажа линейного флота его участников: США — 5, Великобритания—5, Япония—3, Франция—1,75, Италия — 1,75. Общий тоннаж линкоров, подлежавших замене, не должен был превышать: для США и Великобритании по 525 тыс. т, для Японии 315 тыс. т, для Италии и Франции по 175 тыс. т. Устанавливался также тоннаж авианосцев: 135 тыс. т для США и Великобритании, 81 тыс. т для Японии и по 60 тыс. т для Италии и Франции.
Однако общий тоннаж военно-морского флота держав не ограничивался, и фактическое превосходство флота Великобритании, таким образом, сохранялось. Япония добилась обязательства американского и английского правительств не сооружать новых баз на островах Тихого океана к В. от 110-го меридиана восточной долготы (за исключением островов у побережья США, Канады, Аляски, зоны Панамского канала, Австралии, Новой Зеландии и Гавайских островов); таким образом Япония обеспечила себе серьёзные стратегические преимущества в этом районе.
Договор девяти держав (США, Великобритании, Франции, Японии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Португалии и Китая); подписан 6 февраля 1922. Договор предоставлял государствам, которые его подписали, «равные возможности» в Китае в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки в Китае в целях получения специальных прав и привилегий, могущих нанести ущерб правам и интересам др. государств — участников договора.
Китай рассматривался участниками договора как общий объект эксплуатации. Этот договор был направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. Договор соответствовал американской политике «открытых дверей», при помощи которой США рассчитывали вытеснить своих конкурентов из Китая. Ещё раньше, 4 февраля 1922, Япония вынуждена была подписать так называемое Вашингтонское соглашение — китайско-японское соглашение об эвакуации японских войск из китайской провинции Шаньдун, а также о возвращении Китаю ж. д. Циндао — Цзинань и территории Цзяочжоу.
Глава японской делегации дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы «Двадцати одного требования» Японии (о назначении японских советников при китайском правительстве и пр.). Однако требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии Япония отклонила. Одновременно с Договором девяти держав 6 февраля 1922 был подписан Трактат о китайском таможенном тарифе, закреплявший таможенное неравноправие Китая.
5. Пакт Бриана-Келлога
На протяжении 1920-х гг. все больше обострялось англо-французское и франко-итальянское соперничество на Балканах и на Ближнем Востоке. Единственным реальным союзником Франции в этих условиях оставались малые страны Восточной Европы, но это был слабый союзник. Более того, этот слабый союзник совершенно исключал саму возможность полной нормализации франко-германских и советско-французских отношений.
В этих условиях Париж был вынужден обратить свои взоры за океан. 6 апреля 1927 г., выступая перед американскими ветеранами мировой войны, прибывшими в Европу, министр иностранных дел Франции А. Бриан предложил заключить двусторонний франко-американский договор "О вечной дружбе, запрещающий обращение к войне как к средству национальной политики", хотели использовать американо-французское сближение как фактор, способствующий укреплению позиций Французской Республики в европейских делах. Вашингтон, со своей стороны, также постарался извлечь выгоды из французской инициативы. Президент Калвин Кулидж и государственный секретарь Фрэнк Биллингс Келлог предложили заключить американо-французское соглашение о международном арбитраже, к которому могли бы присоединиться и другие страны.
Двустороннее американо-французское арбитражное соглашение было подписано 6 февраля 1928 г. Участники пакта осуждали войну как средство национальной политики и отказывались прибегать к войне для решения международных споров. Они декларировали необходимость решения конфликтов мирным путем.
Москва первоначально расценила пакт как еще одно свидетельство подготовки "антисоветской интервенции", однако в дальнейшем, получив официальное приглашение присоединиться к пакту, Советская Россия подписала "протокол Литвинова" (9 февраля 1929 г.), присоединившись к пакту еще до его официального вступления в силу и введя в действие его положения в отношения между СССР, Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией. В том же году к московскому протоколу присоединились Турция, Иран и Литва. Таким образом, Франция в итоге получила еще одну бумажную гарантию своей безопасности.
Однако попытки Парижа получить более действенные гарантии — вроде выдвинутого А. Брианом на 10-й сессии Ассамблеи Лиги Наций в сентябре 1929 г. проекта создания Пан-Европы — закончились полным провалом. В проекте объединения европейских стран — без Великобритании, СССР и США — увидели попытку закрепить французскую гегемонию на континенте, ослабить советско-германские связи, отстранить Советский Союз и Англию от европейских дел. Проект отложили в "долгий ящик" специально созданной для обсуждения плана Бриана Европейской комиссии при Лиге Наций. Разумеется, отношение Москвы к Пан- Европе было крайне отрицательным: в этом прожекте в Кремле увидели еще одно проявление "подготовки антисоветской интервенции" и "буржуазного пацифизма".
В этих условиях Париж был вынужден пересмотреть свою советскую политику. 29 ноября 1932 г. был подписан советско-французский договор о ненападении, который замкнул систему гарантийных пактов СССР на востоке Европы и систему французских гарантий "Малой Антанте". Для Советского Союза это был настоящий прорыв — удалось заключить равноправный военно-политический договор с одним из лидеров Версальского мира.
Вопросы:
1. Почему Версальско-Вашингтонская система была не эффективна?
2. Каково значение Рапалльского договора для Советской России?
3. Какие вопросы входили в сферу деятельности Лиги Наций?