клетка, жизненный цикл клетки
практическая работа № 1
Тема: «Цитологические основы наследственности»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (приказ Минпросвещения России от 21 июля 2022 года № 587но ФГОС- 4 СПО по специальности 31.02.01. «Акушерское дело»
в результате освоения дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» студент должен уметь:
- проводить предварительную диагностику наследственных болезней.
В результате освоения дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» студент должен знать:
- биохимические и цитологические основы наследственности;
План:
1. Разноуровневый контроль знаний по теме
2. Решение типовых ситуационных задач по составлению идиограмм
3. Проведение микроскопирования эпителия слизистой оболочки рта.
4. Зарисовать тельце Барра в клетке эпителия слизистой оболочки рта.
.
Разноуровневый контроль знаний и умений.
1.Подготовьте устный ответ на следующие вопросы:
а) строение и типы хромосом
б) назвать правила хромосом
в) перечислить группы хромосом в клетке человека
г) жизненный цикл клетки. Интерфаза
д) митоз, значение, патология
е) мейоз, значение, патология
ж) сперматогенез, значение
з) овогенез, значение
и) половые и соматические клетки, их отличие. Оплодотворение.
2. Запишите определение следующих понятий
1. Акроцентрическая хромосома
2. Аутосома__________________
____________________________
3. Амитоз____________________
____________________________
4. Анафаза___________________
____________________________
5. Гетерохроматин____________
____________________________
6. Гаметогенез_______________
___________________________
7. Идиограмма_______________
___________________________
8. Интерфаза________________
___________________________
9. Кроссинговер_____________
___________________________
10.Кариотип_________________
____________________________
11. Метацентрическая хромосма
____________________________________________________________
12.Митоз______________________
______________________________
13.Мейоз______________________
______________________________
14.Метафаза__________________
______________________________
15.Овогенез___________________
______________________________
16.Профаза___________________
______________________________
17.Субметацентрическая хромосома___________________________
______________________________
18.Сперматогенез______________
______________________________
19.Телофаза___________________
______________________________
20.Эухроматин_________________
______________________________
3. Запишите правила хромосом
1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Задание для самоконтроля и взаимоконтроля.
Прочитайте внимательно утверждения и оцените правильность их. Если утверждение верно поставьте «+», если неверно поставьте «-» в соответствующей ячейке.
1. Митоз отличается от мейоза числом хромосом в образовавшихся клетках.
2. Процесс биосинтеза белка в клетке осуществляется в интерфазе.
3. Сперматозоид имеет набор хромосом 2п.
4. Набор хромосом в клетке после мейоза 2п.
5. При сперматогенезе зона роста наиболее продолжительна.
6. В овогенезе наиболее развита зона формирования.
7. Кариотип человека содержит 7 групп хромосом.
8. Самые крупные метацентрические хромосомы в группе А.
9. Средние метацентрические хромосомы в группе С.
10. Мелкие акроцентрические хромосомы в группе G.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Объясните, что происходит в каждой из фаз митоза.
|
Фаза |
Процесс |
|
Профаза |
|
|
|
|
|
|
|
|
Метафаза |
|
|
|
|
|
|
|
|
Анафаза |
|
|
|
|
|
|
|
|
Телофаза |
|
|
|
|
|
|
|
|
Интерфаза |
|
|
|
|
|
|
6. Дайте название основным фазам мейоза.
Ход мейоза
|
Фазы |
Процессы |
|
|
Первое деление мейоза Спаривание гомологичных хромосом (одна из них материнская, другая отцовская), образование аппарата деления. |
|
|
Расположение пар хромосом, состоящих из двух хроматид и перемещение их к полюсам. |
|
|
Расхождение гомологичных хромосом к различным полюсам. |
|
|
Образование дочерних клеток. |
|
|
Второе деление мейоза Дочерние клетки проходят метотическое деление. Центромеры делятся, хроматиды хромосом обеих дочерних клеток расходятся к их полюсам. |
|
|
Образование четырех гаплоидных ядер и клеток |
7. Выполните тестовые задания и проведите самоконтроль или взаимоконтроль. Правильный ответ подчеркните или дополните (п. 3).
1.Процесс биосинтеза белка в клетке осуществляется в:
а) профазе
б) интерфазе
в) метафазе
г) телофазе
д) анафазе
2.Какой набор хромосом имеют:
а) сперматозоиды – 1п
б) сперматозоиды – 2п
в) яйцеклетки – 1п
г) яйцеклетки – 2п
д) зигота – 1п
е) зигота – 2п
3.Какой набор хромосом будет в клетках после деления, если в материнской было 6 хромосом
а) при митозе ________
б) при мейозе ________
4.Мейотическое деление отличается от митотического:
а последовательностью фаз
б) составом хромосом в исходных клетках
в) составом хромосом в образовавшихся клетках
г) числом образующихся клеток
д) возможностью гено-фенотипического разнообразия потомков.
5. Самые мелкие метацентрические хромосомы кариотипа человека составляют группу:
а) F (19, 20)
б) C (6 - 12)
в) A (1, 2, 3)
г) B (21, 22)
.6.)Обмен участками ДНК между гомологичными хромосомами – это:
а) Кроссинговер
б) Наследственность
в) Изменчивость
г) Мутация
7.Тельце Барра в клетках всех особей женского пола представляет собой:
а) Ядрышко
б) Структурный гетерохроматин
в) Конденсированную Х-Хромосому
г) Конденсированную Y-Хромосому.
8. Носителями наследственной информации в клетке являются:
____________________________________________________________________
9. На каком этапе клеточного деления из хроматина формируются хромосомы:
а) в профазе
б) в метафазе
в) в анафазе
г) в телофазе.
____________________________________________________________________
10. Набор хромосом клетки называется: _________________________________
8. Дополните схему. Запишите в свободных ячейках название зон гаметогенеза и количество хромосом в каждой клетке.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()






9. Укажите количество хромосом в группе С, согласно Денверской конференции у мужчин и у женщин.
___________________________________________________________
10.Укажите количество хромосом в группе G, согласно Денверской конференции у мужчин и у женщин.
___________________________________________________________
11.Если у женского организма генотип Мм ген М при мейозе попал в яйцеклетку. Куда попадет ген м.
___________________________________________________________
12.Объясните выражение: «Нервные клетки не восстанавливаются» с точки зрения деления клетки.
___________________________________________________________
13.Печень у ребенка становится как у взрослого к 8 годам, после этого её размеры не меняются. Объясните данное явление с точки зрения митоза.
___________________________________________________________
14. Составьте кроссворд по данной теме из 20 терминов.
15. Составьте таблицу «Сравнение митоза и мейоза»
|
Сходство |
Митоз |
Мейоз |
|
· ……………………………. · ……………………………. |
||
|
О Т Л И Ч И Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Проведите микроскопирование эпителия слизистой оболочки рта и зарисуйте тельце Барра в клетке данного эпителия.
Внимательно ознакомьтесь
с правилами работы с микроскопом

Рис. 6 Микроскоп МБИ - 1
I. Микроскоп МБИ – 1 ( см. рис. 6).
![]() |
![]()
Штатив (1) сухие (8–40 раз)(6)
![]()
![]()
Револьер (7) объективы иммерсионные
|
(60-80 рад)
![]()
Тубус (4) окуляры: система линз(7х;10х;15х)
![]()
Предметный столик (8) конденсор (11)
![]()
Две клеммы диафрагма (12
![]()
Макрометрический винт зеркальце (13))
(кремальера) (3)
Микрометрический винт (3)
Винт, поднимающий конденсор (10)
Винт, перемещающий предметный столик (9)
II. Основные правила работы с микроскопом
1) бережное и аккуратное отношение к нему:
- храниться в футляре, в закрытом шкафу;
- до и после работы фронтальные линзы следует протереть чистой замшевой или фланелевой салфеткой;
- после окончания работы микроскоп ставят в нерабочее положение: револьверная пластинка повёрнута на четвёртое, свободное от объектов гнездо, тубус опущен к предметному столику до отказа.
2) установка освещения производится при малых увеличениях объектива 8 окуляра 7, путём поворота зеркальца, дающего максимальное направление светового пучка от источника света.
3) ориентировочный, общий обзор препарата начинают так же с малого увеличения (7х8) работая макровинтом.
4) детальное изучение обычно требует больших увеличений (сухой объектив 40 или иммерсионный объектив 90) перевод на большие увеличения требует особой осторожности, т.к. рабочее пространство в этих случаях очень невелико. При работе с большими увеличениями тонкую фокусировку производят микровинтом
5) после работы с масляной иммерсией следует снять масло с объектива предварительно обезжиренным (спирт, эфир) сухим пальцем.
1) при микроскопировании (при наличии одного окуляра) ведут наблюдение одним (как правило, левым) глазом, второй глаз должен быть открытым.
2) при работе с микроскопом одна рука регулирует установку микропрепарата, другая – занята винтами (макро-, микро-) при зарисовке препарата все эти манипуляции должна совершать одна, как правило, левая рука (в правой - держат карандаш)
III.Оформление рабочей тетради
- Непременным элементом практического занятия являются ведение аккуратных записей и зарисовок в рабочей тетради.
- Рисунки с обозначением частей объекта и письменные ответы в рабочей тетради – не только документ наблюдений и закрепление полученных знаний, но и отчёт о проделанной работе.
- Надо писать разборчиво и подробно, без сокращений слов (за исключением общепринятых сокращений).
Тема работы: «Цитологические основы наследственности»
Объект: клетки слизистой оболочки ротовой полости человека.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы (по 2 на каждого студента), подкрашенные слабым раствором метиленовой синей (или фиолетовыми чернилами) растворы: 0,9 % NaCl, пипетки, спирт.
Приготовление объекта: Клетки слизистой оболочки ротовой полости человека легко получить, осторожно проводя (предварительно тщательно протёртым спиртом) тупым концом (рукояткой) скальпеля по внутренней поверхности щёк или нижней губы. Такой соскоб помещают в капле подкрашенного физ. раствора на предметное стекло и закрывают сверху покровным.
Увеличение объектива – 40
Задание
- найти объект исследования (в клетке слизистой оболочки ротовой полости – половой хроматин – тельце Барра);
- зарисовать в рабочей тетради объект исследования, обозначить части объекта, сделать вывод:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_
20. Подготовьте беседу со студентами по теме: «Что вы знаете о СПИДе?»
План доклада или беседы запишите в рабочую тетрадь.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите общий вывод к практической работе по данной теме: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметьте свои достижения при изучении данной темы в «Индивидуальном маршруте студента».
