практическая работа № 1

 

Тема: «Цитологические основы наследственности»

                     В соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом среднего профессионального образования (приказ Минпросвещения России от 21 июля 2022 года № 587но ФГОС- 4 СПО  по специальности 31.02.01. «Акушерское дело»

в результате освоения дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» студент должен уметь:

 

- проводить предварительную диагностику наследственных болезней.

 

В результате освоения дисциплины  «Генетика человека с основами медицинской генетики» студент должен знать:

 

- биохимические и цитологические основы наследственности;

 

План:

 

1.       Разноуровневый контроль знаний по теме

2.       Решение типовых ситуационных  задач  по составлению идиограмм 

3.       Проведение микроскопирования эпителия слизистой оболочки рта.

4.       Зарисовать тельце Барра в клетке эпителия слизистой оболочки рта.

.

 

 

Разноуровневый контроль  знаний и умений.

1.Подготовьте устный ответ на следующие вопросы:

а) строение и типы хромосом

б) назвать правила хромосом

в) перечислить группы хромосом в клетке человека

г) жизненный цикл клетки. Интерфаза

д) митоз, значение, патология

е) мейоз, значение, патология

ж) сперматогенез, значение

з) овогенез, значение

и) половые и соматические клетки, их отличие. Оплодотворение.

2. Запишите  определение следующих понятий

 

 

1. Акроцентрическая хромосома

 

2. Аутосома__________________

____________________________

3. Амитоз____________________

____________________________

4. Анафаза___________________

____________________________

5. Гетерохроматин____________

____________________________

6. Гаметогенез_______________

___________________________

7. Идиограмма_______________

___________________________

8. Интерфаза________________

___________________________

9. Кроссинговер_____________

___________________________

10.Кариотип_________________

____________________________

11. Метацентрическая хромосма

____________________________________________________________

12.Митоз______________________

______________________________

13.Мейоз______________________

______________________________

14.Метафаза__________________

______________________________

15.Овогенез___________________

______________________________

16.Профаза___________________

______________________________

17.Субметацентрическая хромосома___________________________

______________________________

18.Сперматогенез______________

______________________________

19.Телофаза___________________

______________________________

20.Эухроматин_________________

______________________________

 

 

3. Запишите правила хромосом

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Задание для самоконтроля и взаимоконтроля.

Прочитайте внимательно утверждения и оцените правильность их. Если утверждение верно поставьте «+», если неверно поставьте «-» в соответствующей ячейке.

1.     Митоз отличается от мейоза числом хромосом в образовавшихся клетках.

2.     Процесс биосинтеза белка в клетке осуществляется в интерфазе.

3.     Сперматозоид имеет набор хромосом 2п.

4.     Набор хромосом в клетке после мейоза 2п.

5.     При сперматогенезе зона роста наиболее продолжительна.

6.     В овогенезе наиболее развита зона формирования.

7.     Кариотип человека содержит 7 групп хромосом.

8.     Самые крупные метацентрические хромосомы в группе А.

9.     Средние метацентрические хромосомы в группе С.

10.         Мелкие акроцентрические хромосомы в группе G.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Объясните, что происходит в каждой из фаз митоза.

 

Фаза

Процесс

Профаза

 

 

 

Метафаза

 

 

 

Анафаза

 

 

 

Телофаза

 

 

 

Интерфаза

 

 

 

 

 

   6. Дайте название основным фазам мейоза.

 

Ход мейоза

 

Фазы

Процессы

 

Первое деление мейоза

Спаривание гомологичных хромосом (одна из них материнская, другая отцовская), образование аппарата деления.

 

Расположение пар хромосом, состоящих из двух хроматид и перемещение их к полюсам.

 

Расхождение гомологичных хромосом к различным полюсам.

 

Образование дочерних клеток.

 

Второе деление мейоза

Дочерние клетки проходят метотическое деление. Центромеры делятся, хроматиды хромосом обеих дочерних клеток расходятся к их полюсам.

 

Образование четырех гаплоидных ядер и клеток

 

 

7. Выполните тестовые задания и проведите самоконтроль или взаимоконтроль. Правильный ответ подчеркните или дополните (п. 3).

1.Процесс биосинтеза белка в клетке осуществляется в:

а) профазе

б) интерфазе

в) метафазе

г) телофазе

д) анафазе

2.Какой набор хромосом имеют:

а) сперматозоиды – 1п

б) сперматозоиды – 2п

в) яйцеклетки – 1п

г) яйцеклетки – 2п

д) зигота – 1п

е) зигота – 2п

3.Какой набор хромосом будет в клетках после деления, если в материнской было 6 хромосом

а) при митозе ________

б) при мейозе ________

4.Мейотическое деление отличается от митотического:

а последовательностью фаз

б) составом хромосом в исходных клетках

в) составом хромосом в образовавшихся клетках

г) числом образующихся клеток

д) возможностью гено-фенотипического разнообразия потомков.

5. Самые мелкие метацентрические хромосомы кариотипа человека составляют группу:

а) F (19, 20)

б) C (6 - 12)

в) A (1, 2, 3)

г) B (21, 22)

.6.)Обмен участками ДНК между гомологичными хромосомами – это:

а) Кроссинговер

б) Наследственность

в) Изменчивость

г) Мутация

7.Тельце Барра в клетках всех особей женского пола представляет собой:

а) Ядрышко

б) Структурный гетерохроматин

в) Конденсированную Х-Хромосому

г) Конденсированную Y-Хромосому.

8. Носителями наследственной информации в клетке являются:

____________________________________________________________________

 

9. На каком этапе клеточного деления из хроматина формируются хромосомы:

а) в профазе

б) в метафазе

в) в анафазе

г) в телофазе.

____________________________________________________________________

10. Набор хромосом клетки называется: _________________________________

 

8. Дополните схему. Запишите в свободных ячейках название зон гаметогенеза и количество хромосом в каждой клетке.

 

 

9.       Укажите количество хромосом в группе С, согласно Денверской конференции у мужчин и у женщин.

___________________________________________________________

 

10.Укажите количество хромосом в группе G,  согласно Денверской конференции у мужчин и у женщин.

___________________________________________________________

 

11.Если у женского организма генотип Мм ген М при мейозе попал в яйцеклетку. Куда попадет ген м.

___________________________________________________________

 

12.Объясните выражение: «Нервные клетки не восстанавливаются» с точки зрения деления клетки.

___________________________________________________________

 

13.Печень у ребенка становится как у взрослого к 8 годам, после этого её размеры не меняются. Объясните данное явление с точки зрения митоза.

___________________________________________________________

 

14. Составьте кроссворд  по данной теме из 20 терминов.

 

15. Составьте таблицу «Сравнение митоза и мейоза»

 

Сходство

Митоз

Мейоз

·        …………………………….

·        …………………………….

О

Т

Л

И

Ч

И

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       4.Проведите микроскопирование эпителия слизистой оболочки рта и зарисуйте  тельце Барра в клетке данного эпителия.

 

Внимательно ознакомьтесь

с правилами работы с микроскопом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6  Микроскоп МБИ - 1

 

I.  Микроскоп  МБИ – 1 ( см. рис. 6).

 
 

 

 

 

 

 

 

Штатив (1)                                                            сухие (8–40 раз)(6)

Револьер (7)                                объективы        иммерсионные

(5)

 

                                                                                        (60-80 рад)

Тубус (4)                                       окуляры: система линз(7х;10х;15х)

Предметный столик (8)            конденсор (11)

Две клеммы                                 диафрагма (12

Макрометрический винт          зеркальце (13))

(кремальера) (3)

Микрометрический винт (3)

Винт, поднимающий конденсор (10)

Винт, перемещающий предметный столик (9)

II. Основные правила работы с микроскопом

 

1)      бережное и аккуратное отношение к нему:

-       храниться в футляре, в закрытом шкафу;

-       до и после работы фронтальные линзы следует протереть чистой замшевой или фланелевой салфеткой;

-       после окончания работы микроскоп ставят в нерабочее положение: револьверная пластинка повёрнута на четвёртое, свободное от объектов гнездо, тубус опущен к предметному столику до отказа.

2)      установка освещения производится при малых увеличениях объектива 8 окуляра 7, путём поворота зеркальца,  дающего максимальное направление светового пучка от источника света.

3)      ориентировочный, общий обзор препарата начинают так же с малого увеличения (7х8) работая макровинтом.

4) детальное изучение обычно требует больших увеличений (сухой объектив 40 или иммерсионный объектив 90) перевод на большие увеличения требует особой осторожности, т.к. рабочее пространство в этих случаях очень невелико. При работе с большими увеличениями тонкую фокусировку производят микровинтом

5)  после работы с масляной иммерсией следует снять масло с объектива предварительно обезжиренным (спирт, эфир) сухим пальцем.

1)      при микроскопировании (при наличии одного окуляра) ведут наблюдение одним (как правило, левым) глазом, второй глаз должен быть открытым.

2)      при работе с микроскопом одна рука регулирует установку микропрепарата, другая – занята винтами (макро-, микро-) при зарисовке препарата все эти манипуляции должна совершать одна, как правило, левая рука (в правой  - держат карандаш)

 

III.Оформление рабочей тетради

 

-           Непременным элементом практического занятия являются ведение аккуратных записей и зарисовок в рабочей тетради.

-           Рисунки с обозначением частей объекта и письменные ответы в рабочей тетради – не только документ наблюдений и закрепление полученных знаний, но и отчёт о проделанной работе.

-           Надо писать разборчиво и подробно, без сокращений слов (за исключением общепринятых сокращений).

 

Тема работы: «Цитологические основы наследственности»

 

Объект: клетки слизистой оболочки ротовой полости человека.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы (по 2 на каждого студента), подкрашенные слабым раствором метиленовой синей (или фиолетовыми чернилами) растворы: 0,9 % NaCl, пипетки, спирт.

 

Приготовление объекта: Клетки слизистой оболочки ротовой полости человека легко получить, осторожно проводя (предварительно тщательно протёртым спиртом) тупым концом (рукояткой) скальпеля по внутренней поверхности щёк или нижней губы. Такой соскоб помещают в капле подкрашенного  физ. раствора на предметное стекло и закрывают сверху покровным.

 

Увеличение объектива – 40

 

Задание

 

- найти объект исследования (в клетке слизистой оболочки ротовой полости – половой хроматин – тельце Барра);

- зарисовать в рабочей тетради объект исследования, обозначить части объекта, сделать вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

20. Подготовьте беседу со студентами по теме: «Что вы знаете о СПИДе?»

План доклада или беседы запишите в рабочую тетрадь.

 

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Запишите общий вывод к  практической работе по данной теме: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Отметьте свои достижения при изучении данной темы в «Индивидуальном маршруте студента».

 

 

Last modified: Wednesday, 15 October 2025, 9:10 PM