Section outline

    • Знать классификацию потребностей человека, определение предмета, задачи, его значение в клинической медицине; основные методы анатомии и физиологии.

      Представлять роль зарубежных и отечественных учёных в развитии анатомии и физиологии.

      Раздел 1. Введение    1
      1.1. Анатомия и физиология как науки    2
      1.1.1. Анатомия как наука    2
      1.1.2. Физиология как наука    3
      1.1.3. Цель курса    4
      1.2. Человек как биологический вид и как объект изучения    4
      1.2.1. Положение человека в природе    4
      1.2.2. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека    5
      1.2.3. Анатомическая терминология и номенклатура. Оси и плоскости. Части тела человека    6
      1.2.4. Конституция. Морфологические типы конституции    8
      1.3. Очерк развития анатомии и физиологии    10
      Приложение 1. Направления    11
      Приложение 2. Плоскости    12
      Приложение 3. Движения    12
      Приложение 4. Список сокращений    13
      Приложение 5. Наиболее употребительные анатомические термины    13
      Теоретический, номенклатурный и практический минимум    15
      Примерные вопросы для повторения    16
      Использованная и рекомендуемая литература    17

    • Знать строение и функции клеток; химический состав клеток; клеточный цикл и метаболизм клетки; понятие о тканях, классификацию тканей, их строение, расположение и функции; понятие об органе и структурно-функциональной единице органа; системы органов и аппараты органов; полости тела человека, виды оболочек.

      Уметь различать виды тканей на планшетах и в атласе; использовать гистологические, анатомические и физиологические термины; располагать органы в соответствующих системах и аппаратах органов и в полостях тела человека.

      Раздел 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии    1
      2.1. Клетка, её строение и состав    2
      2.1.1. Понятие о клетке    2
      2.1.2. Физико-химический состав и свойства    2
      2.1.3. Составные части клетки    3
      2.1.4. Межклеточное вещество    5
      2.2. Ткани    5
      2.2.1. Понятие о тканях. Виды тканей    5
      2.2.2. Эпителиальная ткань    6
      2.2.3. Соединительная ткань    7
      2.2.4. Мышечная ткань    12
      2.2.5. Нервная ткань    13
      2.3. Органы. Системы органов    15
      2.3.1. Органы    15
      2.3.2. Системы органов    15
      Теоретический, номенклатурный и практический минимум    17
      Примерные вопросы для повторения    18
      Использованная и рекомендуемая литература    19

    • Знать морфологию, функции, физико-химические свойства компонентов внутренней среды, в том числе лимфы, крови и её составных частей — плазмы и форменных элементов; физиологические механизмы гемолиза, скорости оседания эритроцитов, гемостаза (сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного) — эти знания необходимы в клинической практике как эталон при постановке диагноза, наблюдении за течением болезни и для контроля за выздоровлением.

      Уметь различать группы крови, понимать сущность резус-конфликта и роль лимфы — эти знания и умения необходимы в клинике для контроля за течением болезни и выздоровлением, при остановке кровотечения, переливании донорской крови, проведении мероприятий по профилактике выкидыша плода при повторной беременности у резус-отрицательных женщин.

      Раздел 3. Внутренняя среда организма. Кровь. Лимфа    1
      3.1. Внутренняя среда организма    2
      3.1.1. Внутренняя среда организма    2
      3.1.2. Гомеостаз    3
      3.2. Кровь    3
      3.2.1. Кровь. Функции крови, её состав, свойства плазмы    3
      3.2.2. Форменные элементы крови    5
      3.2.3. Гемограмма и лейкограмма. Скорость оседания эритроцитов    14
      3.2.4. Гемолиз и его виды    15
      3.2.5. Гемостаз и его механизмы    16
      3.2.6. Группы крови    18
      3.2.7. Rh-фактор. Резус-конфликт    20
      3.2.8. Значение Rh-фактора в акушерской практике    21
      3.3. Лимфа    21
      3.3.1. Лимфа    21
      3.3.2. Лимфообразование    22
      Приложение. Определение групп крови    23
      Теоретический, номенклатурный и практический минимум    25
      Примерные вопросы для повторения    26
      Использованная и рекомендуемая литература    27

    • Знать функции скелета, строение кости как органа, виды костей, их соединений, строение позвоночного столба и грудной клетки; строение и соединения костей верхней и нижней конечностей; состав, строение и соединения костей мозгового и лицевого черепа; виды мышц, топографию и функции мышц головы и шеи; местоположение и функции мышц спины, груди, живота, а также слабые места передней брюшной стенки; топографию и функции мышц плечевого пояса, плеча, предплечья, таза, бедра и голени.

      Уметь различать шейные, грудные, поясничные позвонки и изгибы позвоночного столба (лордозы, кифозы, сколиоз); показывать на костных препаратах составные части костей, костные выступы, типичные места переломов костей конечностей; отличать женский таз от мужского; показывать на препаратах черепа различные анатомические образования: ямки, отростки, отверстия, каналы, мыщелки и т.д.; показывать эти мышцы на муляжах, планшетах и плакатах; показывать эти мышцы на муляжах, планшетах и плакатах; показывать эти мышцы на муляжах, планшетах и плакатах.

      Раздел 4. Опорно-двигательная система. Остеология, артрология, миология    1
      4.1. Остеология    3
      4.1.1. Система органов опоры и движения. Значение и развитие скелета    3
      4.1.2. Кость как орган. Строение костей    5
      4.1.3. Виды соединений костей. Синдесмология и артрология    8
      4.1.4. Развитие и рост костей скелета    11
      4.2. Скелет туловища    13
      4.2.1. Общий обзор. Осевой скелет    13
      4.2.2. Позвоночный столб. Позвонок. Изгибы позвоночного столба (по М. Г. Привесу)    13
      4.2.3. Скелет грудной клетки. Рёбра и грудина    16
      4.3. Скелет головы — череп    18
      4.3.1. Общий обзор    18
      4.3.2. Кости мозгового черепа    18
      4.3.3. Кости лицевого черепа. Височно-нижнечелюстной сустав    19
      4.3.4. Череп как целое    20
      4.3.5. Особенности развития черепа    21
      4.4. Скелет конечностей    22
      4.4.1. Общий обзор    22
      4.4.2. Кости плечевого пояса, их соединения    22
      4.4.3. Кости свободной верхней конечности и их соединения    22
      4.4.4. Кости таза, их соединения    24
      4.4.5. Клиническая анатомия костного компонента женского таза (для акушерок)    25
      4.4.6. Кости свободной нижней конечности и их соединения    29
      4.4.7. Типичные места переломов костей конечностей    30
      4.5. Миология    31
      4.5.1. Общий обзор. Вспомогательные аппараты мышц    31
      4.5.2. Виды мышц    32
      4.6. Мускулатура головы и шеи    34
      4.6.1. Мышцы головы    34
      4.6.2. Мышцы шеи    35
      4.7. Мускулатура туловища    37
      4.7.1. Мышцы спины    37
      4.7.2. Мышцы груди    38
      4.7.3. Грудо-брюшная преграда — диафрагма    39
      4.7.4. Топография живота и его мышцы    39
      4.7.5. Паховый канал, белая линия живота и пупочное кольцо    40
      4.8. Мускулатура конечностей    41
      4.8.1. Мышцы плечевого пояса    41
      4.8.2. Мышцы свободной верхней конечности    41
      4.8.3. Мышцы таза    43
      4.8.4. Мышцы свободной нижней конечности    44
      4.9. Работа мышц. Элементы статики и динамики (биомеханики)    46
      4.9.1. Работа мышц. Обзор движения в суставах (по М. Г. Привесу и М. Р. Сапину)    46
      Теоретический, номенклатурный и практический минимум    48
      Примерные вопросы для повторения    49
      Использованная и рекомендуемая литература    50

    • Раздел 5. Нервная система. Неврология    1
      5.1. Понятие о нервной системе    3
      5.1.1. Характеристика нервной системы и её функций    3
      5.1.2. Нервная ткань    4
      5.1.3. Физиология нервных синапсов    9
      5.2. Центральный отдел нервной системы    12
      5.2.1. Строение спинного мозга    12
      5.2.2. Функции спинного мозга    20
      5.2.3. Общая характеристика головного мозга и его отделов    21
      5.2.4. Продолговатый мозг    24
      5.2.5. Задний мозг    27
      5.2.6. Средний мозг    29
      5.2.7. Промежуточный мозг    31
      5.2.8. Большой мозг    34
      5.2.9. Особенности строения коры большого мозга    36
      5.2.10. Локализация функций в коре большого мозга    36
      5.2.11. Базальные ядра, лимбическая система и функции этих образований    39
      5.2.12. Изучение функций коры больших полушарий. Электроэнцефалография    40
      5.3. Периферический отдел нервной системы    43
      5.3.1. Обзор спинномозговых нервов    43
      5.3.2. Обзор черепных нервов    46
      5.4. Вегетативная нервная система    52
      5.4.1. Сравнительная характеристика соматической и вегетативной нервных систем    52
      5.4.2. Симпатическая нервная система её функции    55
      5.4.3. Парасимпатическая нервная система и её функции    56
      5.4.4. Управление вегетативными функциями    56
      5.4.5. Понятие о вегетодистониях    57
      5.5. Рефлексы. Высшая нервная деятельность    58
      5.5.1. Учение о рефлексах    58
      5.5.2. Учение о сигнальных системах    62
      5.5.3. Высшая нервная деятельность    63
      5.5.4. Типы высшей нервной деятельности    63
      5.5.5. Формы высшей нервной деятельности    64
      5.5.6. Возрастные особенности ВНД    67
      Приложения    69
      Нейромедиаторы и нейромодуляторы    69
      Теоретический, номенклатурный и практический минимум    73
      Примерные вопросы для повторения    74
      Использованная и рекомендуемая литература    75

    • Знать строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой: понятия «эндокринная система», «эндокринная железа», «гормон»; основные свойства гормонов, методы изучения функций эндокринных желёз; строение желёз, значение гормонов истинных желёз, эндокринной части желёз смешанной секреции, влияние их на обмен веществ.

      Представлять основные нарушения, проявления патологии эндокринных желёз при их гипо- и гиперфункции.

      Уметь показывать на плакатах, схемах и муляжах эндокринные органы и связь между ними; применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи.

      Раздел 6. Эндокринная система                                    1
      6.1. Общая характеристика                                        2
      6.1.1. Понятие об эндокринной системе                            2
      6.1.2. Гормоны                                                    5
      6.1.3. Связь эндокринной системы с нервной                        7
      6.1.4. Исследование функций эндокринной системы                7
      6.2. Центральные эндокринные железы                            8
      6.2.1. Нейросекреторные ядра гипоталамуса                        8
      6.2.2. Гипофиз и гипоталамо-гипофизарная система                8
      6.2.3. Шишковидная железа                                        12
      6.3. Периферические эндокринные железы                        13
      6.3.1. Щитовидная железа                                        13
      6.3.2. Околощитовидные железы                                    16
      6.3.3. Эндокринная часть тимуса                                    18
      6.3.4. Эндокринная часть поджелудочной железы                    19
      6.3.5. Надпочечные железы и интерренальные тельца                21
      6.3.6. Параганглии                                                25
      6.3.7. Гормоны почек                                            27
      6.3.8. Эндокринная часть половых желёз                            27
      6.3.9. Плацента и её гормоны                                        29
      6.3.10. Диффузная эндокринная система (ДЭС, или APUD-система)    29
      6.4. Эндокринология                                                32
      6.4.1. Понятие эндокринологии                                    32
      6.4.2. История эндокринологии                                    32
      Теоретический, номенклатурный и практический минимум        36
      Примерные вопросы для повторения                                39
      Использованная и рекомендуемая литература                        41