Практика №4 Наследование свойств крови
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Тема: «Наследственные свойства крови. Хромосомная теория наследственности. Хромосомные карты человека»
В соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.02. «Акушерское дело»
в результате освоения дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» студент должен уметь:
- проводить предварительную диагностику наследственных болезней.
В результате освоения дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» студент должен знать:
- закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов.
План:
1. Выполнение тестовых заданий.
2. Решение типовых ситуационных задач.
3. Решение ситуационных задач повышенной сложности.
Выполните тестовые задания. Правильный ответ подчеркните или запишите ответ.
Вариант – 1
1. Совокупность различий между особями одного вида:
а) кроссинговер
б) наследственность
в) изменчивость
2. III (В) группа крови (+) гетерозиготный вариант:
а) аАаА Rh Rh
б) аВа Rh rh
в) аВаВ rh rh
3. Хромосомы группы D имеют форму:
а) метацентрическую
б) субметацентрическую
в) акроцентрическую
4. Тельце Барра:
а) конденсированная Х-Хромосома
б) гетерохроматин
в) эухроматин.
5. Обмен участками ДНК между гомологичными хромосомами:
а) кроссинговер
б) наследственность
в) изменчивость
6. Гомозигота:________________________________________________.
7. Три последовательно расположенных нуклеотида в молекуле ДНК:
а) кодон
б) триплет
в) антикодон
8. Три последовательно соединённых нуклеотида в и-РНК:
а) кодон
б) триплет
в) антикодон
9. Участок ДНК, кодирующий синтез одного белка:
а) ген
б) экзон
в) интрон
10.Все хромосомы в клетке человека делятся :
а) 5 гр.
б) 6 гр.
в) 7 гр.
Вариант – 2
1. II (А) группа крови гетерозиготный вариант, резус (-):
а) аа Rh Rh
б) аАа rh rh
в) аАаА rh rh
2. Хромосомы группы С в кариотипе человека имеют форму:
а) метацентрическую
б) субметацентрическую
в) акроцентрическую
3. Совокупность генов:
а) кариотип
б) фенотип
в) генотип.
4. Количественные и качественные изменения в генотипе:
а) кроссинговер
б) наследственность
в) мутации
5. Увеличение числа отдельных хромосом в кариотипе:
а) полисомия
б) моносомия
в) полиплоидия
6. iv (АВ) группа крови:
а) аАаВ
б) аАаА
в) аа
7. Самая мелкая акроцентрическая хромосома в клетке человека:
а) Х
б) У
в) 13Р
8. Хромосомы группы С имеют форму:
а) метацентрическую
б) субметацентрическую
в) акроцентрическую
9. При митозе образуются клетки:
а) гаплоидные
б) диплоидные
в) центрические
1. Кариотип здоровой женщины:
а) 46; ХУ
б) 46; ХХ
в) 45; Х0
Вариант – 3
1. Хромосомы группы В имеют форму:
а) метацентрические
б) субметацентрические
в) акроцентрическую
2. Организм, содержащий разные аллели одного гена:
а) гомозиготный
б) гетерозиготный
в) гемизиготный
3. II (А) группа крови гетерозиготное состояние:
а) аа
б) аАаА
в) аАа
4. Хромосомы группы А:
а) мелкие
б) средние
в) крупные
5. Кариотип:
а) совокупность генов
б) совокупность признаков
в) совокупность хромосом
6. Тельце Барра в клетках всех особей женского пола:
а) ядрышко
б) эухроматин
в) конденсированная Х-хромосома.
7. Образование половых клеток при делении:
а) митоз
б) мейоз
в) интерфаза
8. Биосинтез белка осуществляется в органоидах клетки:
а) ЭПС
б) рибосомы
в) ядро
9. Часть цепи ДНК состоит из нуклеотидов – А – Т – Ц – Г – Г – А-, определите состав цепи и-РНК:
а) – У – Г – Т – А – А – Ц -
б) – У – А – Г – Ц – Ц – У -
в) – У – Г – А – У – У – Г -
10.Три последовательно расположенных нуклеотида в молекуле ДНК:
а) кодон
б) триплет
в) антикодон
Вариант – 4
1. I (0) группа крови:
а) аа
б) аАаА
в) аВаВ
2. Хромосомы группы D:
а) мелкие
б) средние
в) крупные
3. Место гена в хромосоме:
а) локус
б) домен
в) интрон
4. Совокупность сходных признаков повторяющихся в ряду поколений:
а) кроссинговер
б) наследственность
в) изменчивость
5. Организм АА ВВ:
а) гомозигота
б) гетерозигота
в) кариотип
6. Организм с генотипом АаВВСс:
а) А В, АС, аВ, аС
б) АВС, аВС, Авс, аВс
в) Ас, АС, аВ, ас
7. Три последовательно расположенных нуклеотида в молекуле ДНК:
а) кодон
б) триплет
в) антикодон
8. Кариотип здорового мужчины:
а) 45; 0Х
б) 46; ХУ
в) 46; ХХ
9. Самые крупные хромосомы в группе:
а) А
б) В
в) С
10.Кариотип здоровой женщины:
а) 46; ХХ
б) 46; ХУ
в) ААВВ
Вариант – 5
1. IV (АВ) группа крови rh(-):
а) аАаВ rh rh
б) аАа rh rh
в) аВа rh rh
2. Совокупность признаков генотипа:
а) фенотип
б) кариотип
в) идиограмма
3. I (0) группа крови Rh (+) гетерозиготный вариант:
а) аа Rh rh
б) аа Rh Rh
в) аАа rh rh
4. Совокупность генов:
а) фенотип
б) кариотип
в) генотип
5. Организм с генотипом Аа Вв (кроссинговер отсутствует) имеет:
а) 2 сорта гамет
б) 3 сорта гамет
в) 4 сорта гамет
6. II (А) группа крови r h (-):
а) Rh rh
б) аАа rh rh
в) аАаВ rh rh
7. Биосинтез белка осуществляется в органоидах клетки:
а) ЭПС
б) рибосомы
в) ядро
8. Часть цепи ДНК состоит из нуклеотидов – А – Т – Ц – Г – Г – А-, определите состав цепи и-РНК:
а) – У – Г – Т – А – А – Ц -
б) – У – А – Г – Ц – Ц – У -
в) – У – Г – А – У – У – Г -
9. Три последовательно расположенных нуклеотида в молекуле ДНК:
а) кодон
б) триплет
в) антикодон
10.Кариотип здорового мужчины:
а) 45; 0Х
б) 46; ХУ
в) 46; ХХ
Вариант – 6
1. Организм, в котором содержаться одинаковые аллели одного гена:
а) гомозигота
б) гетерозигота
в) геомизигота
2. Место гена на хромосоме:
а) аллель
б) геном
в) локус
3. Двойная гетерозигота:
а) Аа Вв
б) АА Вв
в) Аа ВВ
4. Резус конфликтная ситуация у ребёнка с матерью в случае:
а) ♀ Rh(+) x ♂ rh(-)
б) ♀ rh(-) x ♂ rh(-)
в) ♀ rh(-) x ♂ Rh(+)
5. Факторы внешней среды, вызывающие мутации:
а) интроны
б) экзоны
в) мутагены
6. Организм, содержащий разные аллели одного гена:
а) гомозигота
б) гетерозигота
в) гемизигота
7. Гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом:
а) аллель
б) геном
в) ген
8. Гомозигота с рецессивным признаком:
а) аа
б) Аа
в) ВВ
9. Место гена на хромосоме:
а) генотип
б) фенотип
в) локус
10.Хромосомы, определяющие все признаки кроме половых:
а) мезосомы
б) аутосомы
в) хроматиды
Вариант – 7
1. Хромосома, у которой центромера в центре:
а) метацентрическая
б) субметацентрическая
в) акроцентрическая
2. Половые клетки:
а) гаметы
б) экзоны
в) нейроны
3. Половая клетка женщины:
а) сперматозоид
б) яйцеклетка
в) домен
4. Хромосомы группы А:
а) мелкие
б) средние
в) крупные
5. Кариотип:
а) совокупность генов
б) совокупность признаков
в) совокупность хромосом
6. Тельце Барра в клетках всех особей женского пола:
а) ядрышко
б) эухроматин
в) конденсированная Х-хромосома.
7. Тельце Барра это:
а) конденсированная Х-хромосома
б) У-хромосома
в) неконденсированная Х-хромосома
8. Образование половых клеток при делении:
а) митоз
б) мейоз
в) интерфаза
9. Биосинтез белка осуществляется в органоидах клетки:
а) ЭПС
б) рибосомы
в) ядро
10.Часть цепи ДНК состоит из нуклеотидов – А – Т – Ц – Г – Г – А-, определите состав цепи и-РНК:
а) – У – Г – Т – А – А – Ц -
б) – У – А – Г – Ц – Ц – У -
в) – У – Г – А – У – У – Г -
Вариант – 8
1. Увеличение числа отдельных хромосом в кариотипе:
а) полисомия
б) моносомия
в) полиплоидия
2. iv (АВ) группа крови:
а) аАаВ
б) аАаА
в) аа
3. Самая мелкая акроцентрическая хромосома в клетке человека:
а) Х
б) У
в) 13Р
4. Хромосомы группы С имеют форму:
а) метацентрическую
б) субметацентрическую
в) акроцентрическую
5. При митозе образуются клетки:
а) гаплоидные
б) диплоидные
в) центрические
6. Кариотип здоровой женщины:
а) 46; ХУ
б) 46; ХХ
в) 45; хо
7. Хромосомы группы В имеют форму:
а) метацентрические
б) субметацентрические
в) акроцентрическую
8. Организм, содержащий разные аллели одного гена:
а) гомозиготный
б) гетерозиготный
в) гемизиготный
9. II (А) группа крови гетерозиготное состояние:
а) аа
б) аАаА
в) аАа
10. Хромосомы группы А:
а) мелкие
б) средние
в) крупные
Вариант – 9
1. Кариотип:
а) совокупность генов
б) совокупность признаков
в) совокупность
2. Самая мелкая акроцентрическая хромосома в клетке человека:
а) Х
б) У
в) 13Р
3. Хромосомы группы С имеют форму:
а) метацентрическую
б) субметацентрическую
в) акроцентрическую
4. При митозе образуются клетки:
а) гаплоидные
б) диплоидные
в) центрические
5. Кариотип здоровой женщины:
а) 46; ХУ
б) 46; ХХ
в) 45; Х
6. Хромосомы группы В имеют форму:
а) метацентрические
б) субметацентрические
в) акроцентрическую
7. Организм, содержащий разные аллели одного гена:
а) гомозиготный
б) гетерозиготный
в) гемизиготный
8. II (А) группа крови гетерозиготное состояние:
а) аа
б) аАаА
в) аАа
9. Хромосомы группы А:
а) мелкие
б) средние
в) крупные
10. Кариотип:
а) совокупность генов
б) совокупность признаков
в) совокупность хромосом
Вариант – 10
1. I (0) группа крови:
а) аа
б) аАаА
в) аВаВ
2. Хромосомы группы D:
а) мелкие
б) средние
в) крупные
3. Место гена в хромосоме:
а) локус
б) домен
в) интрон
4. Совокупность сходных признаков повторяющихся в ряду поколений:
а) кроссинговер
б) наследственность
в) изменчивость
5. Организм АА ВВ:
а) гомозигота
б) гетерозигота
в) кариотип
6. Организм с генотипом АаВВСс:
а) АВ, АС, аВ, аС
б) АВС, аВС, Авс, аВс
в) Ас, АС, аВ, ас
7. Тельце Барра в клетках всех особей женского пола:
а) ядрышко
б) эухроматин
в) конденсированная Х-хромосома.
8. Образование половых клеток при делении:
а) митоз
б) мейоз
в) интерфаза
9. Биосинтез белка осуществляется в органоидах клетки:
а) ЭПС
б) рибосомы
в) ядро
10. При митозе образуются клетки:
а) гаплоидные
б) диплоидные
в) центрические
Решите типовые ситуационные задачи
Чтобы достичь уровня «стандарта» вам необходимо решить две задачи из данной группы. Обозначения групп крови и резус – фактора смотрите в таблице № 3 лекция № 4 .
МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
Задача № 1
У братьев IV (АВ) группа крови.
Каковы группы крови возможны у их родителей?
Задача № 2
У мальчика первая группа крови, а у его сёстры – четвёртая.
Что можно сказать о группах крови их родителей?
Задача № 3
Могут ли люди со 2, 3 и 4 группами крови быть близкими родственниками? Если могут, то в каком случае?
Задача № 4
В семье трое детей и все имеют кровь разной группы: II, III, IV. Могут ли они быть родными братьями и сёстрами или нет?
Задача № 5
Один ребёнок имеет 3 группу крови, а второй 1 группу, мать имеет 3 группу крови.
Какую группу крови имеет отец?
Задача № 6
У ребёнка группа крови II, а у отца I.
Какая группа крови у матери? (Возможны 2 варианта).
Задача № 7
Можно ли переливать ребёнку кровь матери, если у неё группа крови 4, а у отца 1?
Задача № 8
Мать имеет 1 группу крови, ребёнок 2 группу.
Какая группа крови у отца?
Задача № 9
Может ли у родителей с Rh+ родиться ребёнок с rh-? Если это возможно, то каковы условия для его рождения
Задача № 10
Можно ли переливать ребёнку кровь матери, если у неё 2 группа крови , а у отца 1(0) ?
Задача № 11
Отец семейства имеет 4 группу крови. Первый ребёнок имеет 3 группу крови. Все остальные дети имеют 2 группу крови.
Какова группа крови у матери?
Задача № 12
У родителей первый ребёнок имеет 2 группу крови (аА). Может ли второй ребёнок иметь 1 группу крови (аа), если у родителей 1 и 4 группа крови, соответственно (аа) и (аАаВ). аАаА
Задача № 13
Какую группу крови может иметь ребёнок, если у матери она 1, а у отца 4?
Задача № 14
У отца и матери 4 группа крови. У сына – 2 группа.
Их ли это сын, и с какими группами крови ещё могут быть дети?
Задача № 15
Отец имеет 2 группу крови, мать – 4 группу крови.
Какая группа крови может быть у ребёнка? Отец гетерозиготен.
Задача № 16
Отец имеет 2 группу крови, мать 1 группу крови.
Какие группы крови могут унаследовать дети?
Задача № 17
Можно ли переливать ребёнку кровь отца, если у него 3 группа крови, а у матери 1 группа ?
Задача № 18
У мальчика группа крови 3, а у его брата – 1.
Каковы группы крови у родителей?
Задача № 19
Мать имеет , 3 группу крови, отец – 2 группу крови. У ребёнка 4 группа крови.
Каковы генотипы родителей и ребёнка?
Задача № 20
У мальчика 2 группа крови, а у его сестры – 1.
Каковы генотипы и фенотипы родителей?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
Задача № 21
Мать имеет 4 группу крови, резус отрицательный, отец – 1 группу крови, резус положительный.
Опишите, в каком случае будем иметь дело с резус конфликтной ситуацией у новорождённого.
Объясните.
Задача № 22
У мальчика 2 группа крови Rh-, а у его сестры – 1, Rh+.
Каковы генотипы и фенотипы родителей?
Задача № 23
Мужчина (гетерозиготен), имеющий Rh (+) и 1 группу крови, женился на женщине с отрицательным резус-фактором и 4 группой крови.
Какой генотип и фенотипы будет у их детей?
Задача № 24
Мужчина (гетерозиготен) Rh(+) и с 3 группой крови женился на женщине с Rh(-) и 4 группой крови.
Какой генотип и фенотип будет у детей?
Задача № 25
Голубоглазая мать имеет 1 группу крови, кареглазый ребёнок – 2 группу.
Какая группа крови, и какой цвет глаз может быть у отца?
Задача № 26
Отец семейства – Rh(+), 3 группа крови. Мать – rh(-), 1 группа крови.
Какие группы крови и резус-факторы возможны у потомства?
Задача № 27
Отец семейства Rh(+), 2 группа крови, мать rh(-), 1 группа крови.
Какие группы крови и Rh возможны в потомстве?
Задача № 28
Ребёнок темноволосый со 2 группой крови. У его матери светлые волосы, 1 группа крови.
Какой цвет волос у отца и какая у него группа крови?
Определите фенотип других детей, которые могут быть в этом браке.
Задача № 29
Мужчина имеет 1 группу крови rh(-) женился на женщине со 2 группой крови (гетерозигота), rh(-).
Какой генотип и фенотип будет у их детей?
Задача № 30
У девочки группа крови 2, Rh(+), а у сестры 1, Rh(-). Каковы генотипы и фенотипы родителей?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуационные задачи повышенной сложности
Если задачи из данной группы вы не успели решить в аудитории, у вас есть возможность решить их в домашних условиях
Задача № 31
Пробанд имеет Rh(+), 3 группу крови, а у его матери ген Rh(+) и 1 группа крови. Все остальные сибсы имели rh(-) и 1 группу крови.
Каким может быть ген генотип отца по группам крови и резус-фактору.
Задача № 32
В роддоме перепутали детей.
У первого ребёнка 2 группа крови, Rh rh
У второго ребёнка 3 группа крови rh rh
У первой супружеской пары: ♂ 1 группа Rh+
♀ 3 группа Rh+
У второй супружеской пары: ♂ 1 группа Rh-
♀ 2 группа Rh+
Кто чей ребёнок?
Задача № 33
У человека антигены системы АВ0 детерминированы множественными аллелями I0, IA, IB; резус антиген (Rh+ и Rh-) – аллелями D и d; MN – группы крови – кодоминантными аллелями – LM и LN. Сколько различных фенотипов по трём системам групп крови существует у людей, если учитывать все возможные сочетания антигенов АВ0, резус и MN?
Задача № 34
В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют первую и вторую группы крови, родители другого – вторую и четвёртую. Исследование показало, что дети имеют первую и вторую группы крови.
Определите, кто чей сын. Возможно ли это сделать наверняка при других комбинациях групп крови (приведите примеры)?
В каких случаях можно было бы обойтись без исследования крови отцов?
Задача № 35
Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача: выяснить, является ли мальчик, имеющийся в семье супругов, родным или приёмным сыном. Исследование крови всех трёх членов семьи дало следующие результаты. Женщина имеет резус-положительную кровь IV группы с антигеном M. Её супруг имеет резус-отрицательную кровь I группы с антигеном N. кровь ребёнка резус-положительная I группы с антигеном M.
Какое заключение должен дать эксперт и на чём оно основывается?
Задача № 36
В одной семье у кареглазых родителей (доминантный признак) – четверо детей. Двое голубоглазых детей (рецессивный признак) имеют I и IV группы крови, а двое кареглазых – II и III группы крови.
Определите вероятность рождения следующего ребёнка кареглазого с I группой крови.
Задача № 37
В роддоме перепутали детей.
У первого ребёнка 1 группа крови, Rh rh
У второго ребёнка 2 группа крови Rh Rrh
У первой супружеской пары: ♂ 1 группа Rh-
♀ 3 группа Rh+
У второй супружеской пары: ♂ 4 группа Rh+
♀ 1 группа Rh+
Кто чей ребёнок?
Задача № 38
В одной семье родился ребёнок с 3 группой крови и Rh+, ребёнок очень слаб, требует реанимационных мероприятий.
Определите генотип и фенотип родителей. Обьясните ситуацию.
Задача № 39
Женщина с группами крови II и MN подаёт в суд на мужчину, как виновника рождения её ребёнка с группами крови I и N. Мужчина имеет группы крови III и M.
Может ли он быть отцом ребёнка?
Задача № 40
В одном родильном доме у трёх женщин в один день родились сыновья с группами крови I(0) M, III(B) N, II(A) MN. Группы крови родителей II(A) MN и IV(AB) N, II(A) N и III(B) N, II(A) M и II(A) MN.
Определите кто чей ребёнок?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите общий вывод к практической работе по данной теме: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________