ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

 

Тема: «Виды изменчивости и виды мутаций у человека. Факторы мутагенеза»

 

В соответствии с ФГОС- СПО   по специальности 31.02.02. «Акушерское дело»

в результате освоения дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» студент должен уметь:

 

- проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией.

 

В результате освоения дисциплины  «Генетика человека с основами медицинской генетики» студент должен знать:

- методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме  и патологии;

- основные виды изменчивости,  виды мутаций у человека, факторы мутагенеза.

 

 

План:

 

1.     Выполнение  тестовых  заданий,

2.     Работа со схемами,

3.     Работа с таблицами

4.     Решение типовых  ситуационных задач

5.     Проведение санитарно-просветительной деятельности по профилактике мутаций у человека

6.     Экскурсия в кунсткамеру  областного краеведческого музея.

 

 

 

1.Тестовые задания для самоконтроля и взаимоконтроля:

Правильный ответ подчеркните.

 

1.Утрата участка хромосомы или гена называется:

а) инверсия

б) дупликация

в) делеция

г) траслокация

 

2.Заболевание сходное по проявлениям с генетически обусловленным, но вызванное под влиянием факторов внешней среды, а не мутагенного аллеля называется:

а) фенокопия

б) генотип

в) фенотип

г) генокопия

 

3.Уменьшение числа отдельных хромосом в кариотипе называется:

а) моносомия

б) анеуплоидия

в) полисомия

г) полиплоидия

 

4.Тяжесть заболевания или степень проявления гена – это:

а) экспрессивность

б) плейотропия

в) пенетрантность

 

5.Вероятность проявления гена в %, называется:

а) пенетрантность

б) экспрессивность

в) плейотропия

г) эпистаз

 

6.Мутация, связанная с изменением структуры гена, называется:

а) генной

б) геномной

в) хромосомной

г) индуцированной

 

7.Мутации, происходящие в клетках тела, называются:

а) соматические

б) индуцированные

в) генеративные

г) спонтанные

 

8.Мутации, происходящие в результате действия факторов внешней среды:

а) генеративные

б) соматические

в) индуцированные

г) спонтанные

 

9.Замена пиримидинового азотистого основания в нуклеотиде на другое пиримидиновое основание:

а) трансверсия

б) трансцизия

в) транслокация

г) делеция

 

10.Замена пиримидинового азотистого основания на пуриновое основание, и наоборот, называется:

а) трансцизия

б) трансверсия

в) элонгация

г) дупликация

1.     Решаем   типовые ситуационные задачи

 

Задача № 1

Как изменится строение белка, если в молекуле ДНК место триплета ААА займёт триплет АГА, а ГЦЦ – ЦЦЦ, а АГА – АГГ.

Как этот процесс в генетике называется?

Задача № 2

Как изменится строение белка, если в молекуле ДНК вместо триплета ГЦЦ займёт триплет АТА, вместо ЦГГ займёт АЦА, вместо ЦЦЦ займёт ГГГ.

Задача№ 3

У больных с некоторыми отклонениями в обмене веществ аланин заменён на глицин, серин заменён на лизин.

Чем отличается ДНК здорового человека от ДНК больного с энзимопатией?

Задача № 4

У больных с некоторым отклонением в обмене веществ аспарагиновая кислота заменена на глютоминовую кислоту, а лейцин заменён на пролин.

Чем отличается ДНК здорового человека от ДНК больного?

Задача № 5

Как изменится строение белка, если в молекуле ДНК место триплета ГГГ займёт триплет ГГА, а вместо триплета ГЦА займёт триплет ГЦЦ.

Задача №6.

Как изменится строение белка, если в молекуле ДНК место триплета ТТТ займёт триплет АТТ, а вместо триплета ЦГЦ займёт триплет ГГЦ.

Как это явление в генетике называется?

Задача № 7

Как изменится строение белка, если в молекуле ДНК место триплета ААА займёт триплет АГЦ, вместо ГЦГ – ААТ, вместо ТТА – ГГЦ, вместо ГЦГ – АГЦ.

 

 

Задача № 8

У больных серповидной анемией в молекуле гемоглобина глютаминовая кислота заменена на валин.

Чем отличается ДНК человека, больного серповидной анемией, от ДНК здорового человека.

 

 

Задача № 9

У больных с некоторыми отклонениями в обмене веществ фенилаланин заменён на лизин.

Чем отличается ДНК человека с энзимопатией от здорового ДНК здорового человека? Состав полипептидной цепи

 

 

Задача № 10

В результате воздействия биологического мутагенного фактора последовательность генов в хромосоме изменилась с АВСДЕФКН на АВСЕФКН. Определите тип хромосомной аберрации.

 

Задача № 11

В результате воздействия ионизирующего излучения последовательность генов в длинном плече хромосомы изменилась с АВСДЕФКН на АДСВЕФКН. Определите тип хромосомной  перестройки.

 

Задача № 12

При воздействии химическим веществом на геном в хромосоме произошел обмен участками между её плечами. Последовательность генов ABCDEFGH сменилась на ADEFBCGH определите  тип хромосомной мутации.

 

Задача № 13

В результате изучения кариотипа клетки больного была сделана следующая запись -46, XY,t(3p-,8p+). Охарактеризуйте данную мутацию.

 

Задача № 14

Изучение кариотипа больного дало следующие данные: 47,XXX, 18+15- Охарактеризуйте данную мутацию.

 

 

 

 

 

Задача № 15

Чем различаются между собой клетки двух клонов, один из которых имеет кариотип 45, XX, 3-, 10-,t(3p+10g+), а другой – 45XX, t(22+13+)?

 

Задача № 16

Дайте характеристику мутации, записанной в виде 47, XY, 21+,t(21+15+). Какому синдрому соответствует данный кариотип?

Задача № 17

Охарактеризуйте мутацию организма, чьи клетки обнаруживают такой кариотип 46, XY/47, XXY/48, XXXY.

Задача № 18

Некоторые клетки больного человека имеют нормальный кариотип другие – 47или 45 хромосом. Укажите название и возможные механизмы этого явления.

Задача № 19

Отец голубоглазый, а мать кареглазая , а у дочери один глаз карий, а другой голубой. Как это можно объяснить?

Задача № 20

В результате патологического митоза клетка человека, имеющая нормальный хромосомный набор, разделилась так, что одна дочерняя клетка получила 45 хромосом, а другая-47. Укажите возможный механизм этой мутации.

_____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Last modified: Wednesday, 15 October 2025, 10:13 PM