Прием пациента в стационар. Антропометрия. Санитарная обработка пациента. Транспортировка пациента. Ведение документации

Содержание:

1.Устройство и функции приемного отделения стационара.

2.Пути госпитализации пациентов в стационар.

3. Антропометрия.

4. Санитарно-гигиеническая обработка больных.

5.Транспортировка пациентов.

 6. Документация приёмного отделения.

 

 

1.     Устройство и функции приемного отделения стационара

Приёмное отделение является своего рода зеркалом ЛПУ, именно там пациенты сталкиваются впервые со стационаром и его сотрудниками. От того, как их встретят, как о них позаботятся, часто зависит психологический настрой на лечение и выздоровление. Здесь огромную роль играют культура общения и поведения медиков, правильная организация их труда.

Принцип работы приёмного отделения: проточный – (т. е. поступающий пациент не должен встречаться с выписывающимся пациентом).

Функции приёмного отделения:

1. Приём и регистрация пациентов.

2. Оказание первой неотложной медицинской помощи.

3. Осмотр и распределение пациентов.

4. Транспортировка пациентов в лечебные отделения.

5. Служит фильтром для инфекционных пациентов.

Устройство приёмного отделения:

1.     Вестибюль (зал ожидания).

2.     Регистратура.

3.     Смотровой кабинет.

4.     Санпропускник – состоящий из 3-х комнат – раздевальня (предбанник), ванная комната и одевальня.

5.     Диагностические палаты.

6.     Процедурный кабинет.

7.     Лаборатории.

8.     Перевязочная.

9.     Рентген кабинет.

10.                       Кабинет УЗИ.

11.                       Санузел.

12.                       Буфет.

13.                       Ординаторская.

14.                       Кабинет старшей медсестры.

15.                       Гардероб.

16.                       Рабочая комната.

17.                       Сестринская комната.

18.                       Кабинет заведующего отделением.

19.                       Бокс (изолятор).

В приёмном отделении могут быть и другие кабинеты в зависимости от профиля лечебного учреждения.

В вестибюле пациенты ожидают приёма. От того, как оформлен вестибюль, зависит первое мнение пациента о лечебном учреждении. В вестибюле должен висеть режим работы лечебного отделения (часы посещения пациентов, приёма лечащими врачами родственников и т. д.), другая необходимая информация для посетителей.

В регистратуре, после осмотра пациента врачом, медицинская сестра регистрирует пациента в стационарном журнале, заполняет титульный лист медицинской карты стационарного больного, измеряет температуру, артериальное давление, фиксирует результаты в истории болезни, заполняет другую документацию.

2.     Пути госпитализации пациентов в стационар

1.     из амбулаторных ЛПУ;

2.     доставка скорой помощью;

3.     самотёком (приходят сами);

4.     переводом из других стационаров.

3. Антропометрия 

Антропометрия пациента в приёмном отделении больницы — это измерение особенностей телосложения пациента перед поступлением в стационар. К антропометрическим исследованиям относятся: 

Определение роста (длины тела) — измеряют в положении пациента сидя или стоя специальным ростомером.

Взвешивание — проводят с помощью специальных медицинских весов натощак, после предварительного опорожнения мочевого пузыря и освобождения кишечника.

Измерение окружности грудной клетки — проводят при спокойном дыхании, глубоком вдохе и выдохе.

 Цель антропометрии — оценить физическое развитие пациента, выявить дефицит веса, скрытые отёки, ожирение, наблюдать за динамикой веса. 

Методика проведения

Измерение роста: 

·                   Помочь пациенту снять обувь и правильно встать на площадку: пятки, ягодицы, лопатки и затылок прикасаются к стойке ростомера, голову держать прямо (чтобы верхний край ушной раковины и наружный угол глаз были на одной горизонтальной линии).

·                   Опустить планшетку ростомера на голову пациента и определить по шкале количество сантиметров от исходного уровня до нижнего края планшетки.

·                   Сообщить пациенту результат измерения.

·                   Помочь пациенту сойти с площадки и записать результат в соответствующую медицинскую документацию.

 Взвешивание: 

·                   Помочь пациенту снять обувь и осторожно встать в центр площадки весов.

·                   Открыть затвор и передвинуть гири на планках коромысла влево, пока оно не встанет вровень с контрольным пунктом.

·                   Закрыть затвор.

·                   Сообщить пациенту результаты, помочь ему сойти с площадки весов.

·                   Записать результат в соответствующую медицинскую документацию.

 Измерение окружности грудной клетки: 

 Сантиметровую ленту накладывают вокруг грудной клетки: сзади — по нижним углам лопатки, спереди — по IV ребру.

Руки пациента должны быть опущены, дыхание спокойное.

Измерение проводят при спокойном дыхании, глубоком вдохе и выдохе.

Оснащение

Для измерения роста используют ростомер, который состоит из площадки, вертикальной стойки с сантиметровыми делениями и горизонтально расположенной планшетки, передвигающейся вдоль вертикальной стойки. Для взвешивания применяют медицинские весы, правильно установленные и хорошо отрегулированные.

 Для измерения окружности грудной клетки используют сантиметровую ленту.

4.Санитарно-гигиеническая обработка больных

После установления диагноза заболевания пациента и осмотра на наличие завшивленности по решению дежурного врача направляют на санитарно-гигиеническую обработку.

При тяжёлом состоянии больного его доставляют в реанимационное отделение или палату интенсивной терапии без санитарно-гигиенической обработки.

Санитарно-гигиеническую обработку осуществляют в санпропускнике приёмного отделения. Существуют одно- и двухэтапный методы санитарно-гигиенической обработки больных.

Санпропускник приёмного отделения обычно состоит из смотровой, раздевальни, ванно-душевой комнаты и комнаты, где больные одеваются. Некоторые из этих помещений могут быть совмещены (например, смотровая и раздевальня).

В смотровом кабинете больного раздевают, осматривают „ выявления педикулёза и готовят к санитарно-гигиенической обработке. Здесь имеются кушетка, стол, стулья, термометр на стене (температура воздуха в смотровой должна быть не ниже 25 °С).

Если бельё чистое, его складывают в мешок, а верхнюю одежду вешают на плечики и сдают в камеру хранения. Список вещей (приёмную квитанцию) составляют в двух экземплярах: один сдают вещами в камеру хранения, другой приклеивают к истории болезни и при выписке по нему получают вещи для больного. Имеющиеся ценности и деньги под расписку сдают старшей медицинской сестре для хранения их в сейфе.

При завшивленности белья его предварительно обрабатывают дезинфицирующим раствором и направляют в дезинфекционную камеру для специальной обработки. На мешках с такой одеждой должна быть соответствующая надпись – «Педикулёз».

Этапы санитарно-гигиенической обработки больных

       Осмотр кожных и волосяных покровов больного.

       Стрижка волос, ногтей, бритьё (при необходимости).

       Мытьё под душем или гигиеническая ванна.

Осмотр кожных и волосяных покровов больного

Осмотр кожных и волосяных покровов больного проводят с целью выявления педикулёза (вшивости). Педикулёз (лат. pediculum– вошь) – поражение кожных и волосяных покровов человека в результате паразитирования на теле вшей. Могут быть обнаружены различные виды вшей, головная – поражает волосяной покров головы; платяная – поражает кожные покровы туловища; лобковая – поражает волосистую поверхность лобковой области, волосяной покров подмышечных впадин и лица – усы, бороду, брови, ресницы.

Таким образом, необходимо тщательно осматривать не только всего больного, но и его одежду, особенно складки и внутренние швы белья.

Вши - переносчики сыпного и возвратного тифа.

Признаки педикулёза:

      наличие гнид (яиц вшей, которые приклеиваются самкой к волосу или ворсинкам ткани) и самих насекомых;

      зуд кожных покровов;

      следы расчёсов и импетигинозные (гнойничковые) корки на коже.          

Обработка больного при выявлении педикулёза

Этапы санитарно-гигиенической обработки:

1)    дезинсекция (лат. des– приставка, обозначающая уничтожение, insectum– насекомое; уничтожение членистоногих, выступающих переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний);

2)    гигиеническая ванна (душ, обтирание);

3)    стрижка волос и ногтей;

4)    переодевание больного в чистое бельё.

 Показания к проведению противопедикулезных мероприятий – обнаружение головных, лобковых и платяных вшей в различных стадиях развития: яйцо (гнида), личинка, имаго.

Для лечения предусмотрена противопедикулезная укладка.

Использование  противопедикулезной  укладки

Сначала надевается халат, фартук и перчатки, взятые из чемоданчика. Пациента усаживают на стул, накрывают клеенкой. В руки дается полотенце, которое убережет его глаза от проникновения противопедикулезного средства.

Состав противопедикулезной укладки:

1) клеенчатые мешки для сбора вещей больного и специальной одежды персонала, проводившего обработку;

2) емкость для сбора и обеззараживания волос, спички;

3) клеенчатая пелерина, косынка;

4) столовый уксус или 5–10%-й раствор уксусной кислоты;

5) ножницы;

6) частый гребень;

7) вата;

8) защитная одежда для персонала: халат, головной убор, перчатки, резиновая обувь, респиратор;

9) средства для уничтожения головных и лобковых вшей, разрешенные к применению в РФ в установленном законом порядке.

Алгоритм выполнения процедуры:

1) подготовить хорошо проветриваемое помещение;

2) информировать пациента о наличии педикулеза, способе обработки и получить согласие на обработку или провести обучение для самостоятельного выполнения процедуры;

3) надеть защитную одежду;

4) нанести педикулицид на волосистую часть головы тампоном или намыливанием;

5) на время экспозиции обвязать голову косынкой;

6) концентрация и экспозиция строго в соответствии с методическими рекомендациями по применению средства;

7) вымыть голову горячей водой с использованием любого моющего средства, шампуня;

8) прочесать волосы частым гребнем для удаления погибших вшей и овоцид, наклонив голову над клеенкой;

9) по окончании процедуры клеенку утилизировать;

10) провести дезинфекцию помещения;

11) снять защитную одежду, поместить в клеенчатый мешок, обработать в дезинфекционной камере;

12) вещи пациента поместить в клеенчатый мешок, обработать в дезинфекционной камере;

13) провести гигиеническую обработку рук;

14) сделать запись на титульном листе медицинской карты стационарного больного в правом верхнем углу;

15) сделать запись в «Журнале осмотра на педикулез» и «Журнале учета инфекционных заболеваний» (ф. 060/у);

16) заполнить экстренное извещение об инфекционном заболевании и направить его в филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в течение 12 часов с момента выявления педикулеза.

Примечание: при обнаружении даже незначительного количества (1–3) жизнеспособных особей, яиц вшей обработку необходимо повторить через 7–10 дней.

5. Транспортировка пациентов

Транспортировка пациентов в отделение — это перемещение больных силами медперсонала с использованием специальных приспособлений.

Способ транспортировки определяет врач в зависимости от степени тяжести состояния пациента. При удовлетворительном состоянии пациент может добираться в отделение пешком в сопровождении медперсонала. 

Для пациентов в тяжёлом состоянии используют разные виды транспортировки, например:

На носилках. Их поднимают и опускают осторожно и одновременно, удерживают в горизонтальном направлении. Не допускают раскачивания носилок, толчков и резких поворотов. По ровной местности и при подъёме по лестнице носилки несут головным концом вперёд, приподнимая ножной конец, а при спуске с лестницы — ногами вперёд, приподнимая ножной конец.

На каталке. Каталку ставят перпендикулярно кушетке так, чтобы её головной конец подходил к ножному концу кушетки. Затем пациента укладывают на каталку и укрывают одеялом. Транспортируют пациента в отделение головным концом каталки вперёд.

На кресле-каталке. Кресло-каталку наклоняют вперёд, наступив на подставку для ног. Затем просят пациента встать на подставку для ног и, поддерживая его, усаживают в кресло. Опускают кресло-каталку в исходное положение. С помощью рамки, расположенной за спинкой кресла-каталки, придают пациенту нужное положение: сидя, полулёжа или лёжа.

При транспортировке пациента в бессознательном состоянии его дополнительно фиксируют с помощью специальных ремней или поручней каталки. Если они отсутствуют, то пациента придерживает при передвижении кто-нибудь из персонала.

 

6. Документация приёмного отделения 

1. Медицинская карта стационарного больного (Ф - № 003/у)

2. Статистическая карта выбывшего из стационара больного (Ф - № 066/у)

3. Экстренное извещение об инфекционном заболевании.

4. Журнал экстренных извещений. (ф. N 058/у)

5. Амбулаторный регистрационный журнал (Ф - № 074/у)

6. Стационарный регистрационный журнал (Ф - № 001/у)

7. Журнал педикулёзных пациентов.

8. Приёмная квитанция (Ф - № 1-73) - 2-а экземпляра.